Автомобиль в России становится недосягаемой роскошью

лада веста в автосалоне

В последние годы автомобиль в России превращается из средства передвижения в настоящую роскошь. За десять лет средняя цена нового автомобиля увеличилась более чем в три раза. Если по итогам 2014 года она составляла около 1 млн рублей, то за восемь месяцев 2024 уже достигла отметки в 3 млн рублей.

Причины роста цен на автомобили:

Основными причинами такого роста цен являются:
* девальвация рубля;
* рост ставок утилизационного сбора;
* увеличение стоимости логистики;
* общемировая и российская инфляция;
* дефицит поставки новых машин на российский авторынок, который наблюдался во время пандемии (2020–2021 годы) и после ухода глобальных брендов из России.

Наибольший за десять лет рост цен был отмечен именно в прошлом 2023 году — на 24% (к 2022 году). По прогнозам экспертов, по итогам всего 2024-го рост цен может составить 10–15%. В предыдущие три года цены росли на 18–24%, поэтому рост на 10–15% в этом году выглядит более умеренным.

Влияние на рынок

Рост цен на автомобили оказывает значительное влияние на автомобильный рынок России. Это приводит к снижению доступности автомобилей для населения, особенно для семей с низким и средним доходом. В результате многие люди вынуждены отказываться от покупки автомобиля или выбирать более доступные модели.

Кроме того, рост цен на автомобили может привести к увеличению числа подержанных автомобилей на рынке. Это может создать дополнительные риски для покупателей, так как качество подержанных автомобилей может быть ниже, а их техническое состояние — хуже.

Таким образом, рост цен на автомобили является серьёзной проблемой для российского автомобильного рынка. Он снижает доступность автомобилей для населения и может привести к негативным последствиям для экономики страны.

Для решения проблемы роста цен на автомобили правительство России предпринимает ряд мер. Одной из них является поддержка отечественного автопрома и стимулирование производства отечественных автомобилей. Также разрабатываются программы льготного кредитования и лизинга для стимулирования спроса на новые автомобили. Однако эти меры пока не привели к значительному снижению цен на автомобили.

Ещё одной мерой является развитие рынка подержанных автомобилей. Правительство стимулирует развитие системы трейд-ин и поддерживает программы утилизации старых автомобилей. Это позволяет снизить стоимость покупки нового автомобиля и сделать его более доступным для населения.

Также стоит отметить, что некоторые автопроизводители начали предлагать более доступные комплектации своих моделей. Они снижают количество опций и функций, чтобы сделать автомобиль более дешёвым. Однако это может привести к ухудшению качества и безопасности автомобиля.

Автокредиты стали существенно дороже. В кредит обычно продаётся до 70% новых автомобилей. Неподъёмная ставка в 21%, а в декабре, возможно, будет до 25%, конечно, приведёт к снижению продаж, что станет особенно заметно в первой половине 2025 года.

Для понимания: Lada Vesta при общей стоимости модели в 1,5 млн рублей в кредит на пять лет под 21% годовых обойдётся почти в 2,1 млн рублей, при ежемесячных платежах почти 35 тысяч рублей.

До конца года новые автомобили подорожают ещё не менее чем на 10%, прогнозируют специалисты. Рост ставки ЦБ и повышение утильсбора негативно влияют на рынок. В особенности ставка банка России.

В целом, проблема роста цен на автомобили в России остаётся актуальной. Для её решения необходимо принимать комплексные меры, направленные на поддержку отечественного автопрома, стимулирование спроса на новые автомобили и развитие рынка подержанных автомобилей.