Анна Тайшина: По её прошению был основан Ставрополь (ныне Тольятти)

тайшина анна

В 1737 году императрица Анна Иоанновна пожаловала грамоту крещеной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, а в грамоте той было записано об основании на Волге города Ставрополя.

Анна родом из древнего и уважаемого дербетского рода калмыцких тайшей: она была праправнучкой дербетского тайши Далай-Батыра и дочерью дербетского нойона Читера.

А в знаменитой той грамоте значилось: «Для пребывания твоего… близь Волги реки построить крепость… и на то означено место собирать всех крещеных калмыков, которые около этой крепости имеют по обыкновению кочевать… как при крепости живущим, так и около кочующим крещеным калмыкам в отведенным и показанным им местам и урочищам зверей ловить, и леса и дрова рубить, и скотом траву травить, и сена косить, и хлеба сеять, в реках и озерах рыбу ловить свободно, и для того из русских мужиков с пашпортами в работы наймовать позволяется». Женское ли это дело? Императрица решила, что женское…

В 1737 году получила Анна Тайшина из большой казны 9347 рублей. И строительство города началось. Началось весной 1738 года. Специально для Анны построили домок-теремок. Только вот неспокойная калмыцкая Анна пишет государыне Анне Иоановне из своего нового дома, что «находящиеся при мне зайсанги (должность у монголов, бурят, калмыков, обозначает наследственного владетеля отока, улуса. – Прим. ред.) в минувшее калмыцкое междоусобие все разорены, а я не только их снабдить, но и себя пропитать способа не имею».

Тогда еще целых 500 рублей ей передано было – аккурат на оказание помощи бедным калмыкам. А потом при межевании земель в 1739 году княгине было отведено 600 четвертей пахоты и 1000 копен сенных покосов, больше 1000 квадратных сажен леса. А потом еще и деревни с русскими крепостными крестьянами…

Скоро в Ставрополе стараниями Анны была открыта калмыцкая школа, потом основан Ставропольский калмыцкий корпус, позднее переименованный в Ставропольское калмыцкое войско. А Ставропольский калмыцкий полк так бился за победу в Отечественной войне 1812 года, что вошел в 1814 году вместе с русскими войсками в Париж!

Только вот беда: Анна Тайшина заболела «большое старание о подданных имея» и ушла на тот свет в 1742 году. Правда или нет, доподлинно неизвестно, но приписывают ей предсмертные слова о том, что «через 100 лет на этой земле калмыкам не жить». И случилось: в 1842 году Ставропольское калмыцкое войско было упразднено, калмыки-казаки переданы были в Оренбургское казачье войско. А подросшие дочери Тайшиной осчастливили в браке русских аристократов и стали православными.

Наталья Харитонова, корреспондент газеты «Площадь СВОБОДЫ»