Алюминий, железо, серебро и золото: что лишнее?

Уроки по химии не должны быть скучными и унылыми. Ведь именно химия может наделить уникальными знаниями. И тогда вы будете понимать названия порошка или косметики на упаковках, знать, что такое жидкий азот и можно ли его… лить на руку.

Обо всем этом рассказали и показали старшеклассникам в ДК «Тольяттиазот» в рамках масштабного занимательного семинара по химии и экологии.

Десятиклассники гимназии № 35, лицея № 60 и школ (№ 55, 80, 41) приехали на интеллектуальную игру, не только чтобы проверить свои знания и эрудицию, но и узнать много нового и полезного.

Чтобы дышать свежим воздухом

Перед игрой для ребят провели лекцию по раздельному сбору мусора. Как правильно обращаться с отходами? Зачем вообще нужно сортировать бытовой мусор? Просветил руководитель самарской некоммерческой организации «Экокультура и технологии» Сергей Денисов:

– Защита природы очень важна по одной простой причине – от этого зависит выживание человечества: и как вида, и как цивилизации. Расскажу о важности экологических действий, энергосбережении. О том, что же делать с мусором, как его правильно утилизировать, как сортировать твердые коммунальные отходы.

Хочу заметить, что бережная ответственность, отношение среди горожан однозначно растут. Наша организация все-таки больше специализируется на опасных отходах, связанных с градусниками, техникой, лекарствами. И мы видим, что люди стали больше их приносить, правильно утилизировать.

Я всем всегда советую начинать с малого: с тех же батареек, лекарств, которые перебрали и обнаружили таблетки с истекшим сроком годности. Не выкидывайте в ведро. Принесите в спецурну, сдайте.

Такими экодействиями вы не только положительно влияете на природу, но и себя оберегаете от того, чтобы не употребить просроченное лекарство. Перебрать раз в полгода аптечку – не сложно. Три батарейки выкинуть в контейнер, а также энерголампочки – тоже не трудно.

Надо формировать новые привычки. И разделять мусор – уже просто необходимо, если мы хотим дышать чистым воздухом…

Оказывается, самарско-тольяттинская агломерация – третья в России по численности населения. После Москвы и Питера у нас живет больше всего народа.

Мы живем на берегу самой большой и красивой реки в Европе. И это налагает определенный отпечаток, в бассейне Волги проживают порядка 60 миллионов человек. Чуть меньше половины населения России. Всё здорово. А в чем, собственно, проблема? Проблема в мусоре. Люди живут, по ощущениям, как в последний день.

Что может сделать каждый из нас? Правильно и разумно утилизировать бытовой мусор. Из чего он состоит? На четверть – это пищевые отходы, дальше: бумага, пластик, стекло, металлы и разные прочие вещи. Все вместе, без пищевых отходов, они составляют порядка 60% от доли всего мусора. И если их убрать, то у нас станет в 1,5 раза чище.

– Более того, я считаю важным говорить о том, что раздельный сбор мусора – действительно хорошо, и это работает. Переработка вторсырья – как раз путь к уменьшению мусора и отрицательному влиянию на природу…

Пластик является одним из основных составляющих наших отходов. И чем он плох? Мусорный пакет лежит в земле 100-200 лет. Кстати, он – самый распространенный из пластиковых изделий. Изготавливают его примерно 17 минут, а разлагается он до двухсот лет.

Батарейки ученые называют концентрированным злом. Они загрязняют почву, воду, вредны для животных. Лампочки тоже несут вред. Безопасны только лампы накаливания, а энергосберегающие, люминесцентные – уже нет. Не выбрасывайте их, а сдавайте.

Есть много вещей, которые кажутся нам бумажными, но таковыми не являются. Вот чеки содержат вредное вещество – бисфенол А, в больших дозах опасное для здоровья.

Стекло – самый перерабатываемый материал, его можно использовать бесконечное количество раз. Но в природе разлагается больше тысячи лет…

Собирать, сдавать мусор предлагает и призывает лектор. А в конце своего выступления Сергей Денисов посоветовал школьникам участвовать в экосубботниках, выезжать на уборки лесов и парков.

семинар для школьников по химии

Учиться через игру

Теперь ребята были готовы к интеллектуальной игре, где каждого участника ждали дипломы и памятные, приятные презенты от ТОАЗа.

– Мы решили рассказать ребятам о сложном технологическом процессе, химических реакциях и, собственно, об истории города большой химии через игру, поэтому здесь с нами подшефные школы. Если такой формат старшеклассникам понравится, в дальнейшем мы будем транслировать его на все школы Комсомольского района, – отметила заместитель генерального директора по связям с общественностью «Тольяттиазота» Ирина Филатова. – Вообще практика показывает, что всегда легче, интереснее учиться через игру. И сегодня мы не просто проверяем знания, но также предоставляем возможность получить новые – об экологии, химии, истории родного края. Для нас важно донести, что химия – увлекательная наука, химическая отрасль – ведущая в экономике страны и «Тольяттиазот» ведет открытую информационную политику, в том числе и по вопросам экологии.

Буквально на днях предприятие было отмечено премией «Экоравновесие» как ответственный природопользователь, а его сотрудники – благодарственными письмами за активное участие в региональных экологических акциях.

Кстати, по инициативе и при поддержке ТОАЗа восстановлено около 60 гектаров лесопарковой зоны Тольятти, серьезно пострадавшей от масштабных пожаров несколько лет назад. Для восполнения биоресурсов Волги, начиная с 2008 года, выпущено более 300 тысяч мальков сазана и стерляди. Так что минимизация воздействия на окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов по-прежнему остаются в приоритете экологической повестки предприятия.

Приветствуя старшеклассников, организаторы напомнили о важности образования и пожелали удачи в игре.

– Надеюсь, после окончания школы, вы выберите профильный суз или вуз и поступите на работу в «Тольяттиазот». Судя по выбранным названиям команд, многих уже увлекла интересная наука – химия. Желаем получить максимальное удовольствие от командной игры, удачи всем, – отметила Ирина Филатова.

школьники на семинаре по химии

Необычный формат

Команды «Азот – 35», «Фенол», «Астра», «Фиксики», «Шокозаврики» ринулись в интеллектуальный бой. Что такое известковое молоко, химическое название «ляписа», какая вода становится мутной при дыхании? Вспоминаете уроки химии?

А сможете написать формулу вещества, о котором поет Вячеслав Добрынин в бессмертном шлягере про «рану, которая болит»?

Ребята отвечали, ошибались, смеялись, снова пробовали свои силы. Их педагоги поддерживали их, но не подсказывали, предоставляя возможность честно победить в интеллектуальных соревнованиях.

– Интересная игра, необычный формат, этим и привлек. Химические вопросы любопытные, и по ним особых трудностей у нашей команды не возникло. Справились вполне! – отметила ученица 41-й школы Александра Борисова.

Старшеклассники справились со многими заданиями по химии, а главное поняли, где им следует подтянуть предмет.

В конце игры участникам показали настоящее научное крио-шоу с жидким азотом. Продемонстрировали удивительную, завораживающую и фееричную химию. Они пробовали сладкую кукурузу в… жидком азоте, экспериментировали с воздушными шарами, попутно отвечая на вопросы ведущего о свойствах азота.

Таким уроком химия и должна быть: увлекательным, интересным и немного волшебным.

И это еще не всё. Награждение победителей интеллектуальной игры состоялось уже на «взрослом» мероприятии – общественных слушаниях по строительству третьего агрегата карбамида.

Ксения Рис, газета «Вольный город Тольятти»

крио-шоу для школьников