Александр Галич: Я выбираю свободу!

галич александр

Семья Гинзбургов была богата на таланты. Наибольшую известность в двадцатом веке получил Александр Аркадьевич Гинзбург, он же Александр Галич (19 октября 1918, Екатеринослав — 15 декабря 1977, Париж). Но и его родной брат Валерий Гинзбург был не менее известен при жизни — как кинооператор, снявший фильмы «Комиссар», «Когда деревья были большими» и др. Их дядя с материнской стороны, Марк Векслер, в течение полувека был директором Большого зала Московской консерватории, а его сын, Игорь Векслер долгие годы возглавлял редакцию культуры ИТАР-ТАСС.

Племянник же Александра Галича Евгений Гинзбург стал заметным актером и телережиссером и известен нам по телеконцертам Людмилы Гурченко, бенефисам других «звезд», по передаче «Детектив-шоу» с Матвеем Ганапольским и др.

И, конечно же, нельзя никак забыть об известном пушкиноведе Льве Самойловиче Гинзбурге — именно он устроил в 1927 году вечер памяти поэта Дмитрия Веневитинова в том самом доме номер 4 по Кривоколенному переулку, где знаменитый современник и друг поэта впервые читал только что написанного им «Бориса Годунова». Родители Александра Галича поселились в Кривоколенном переулке в 1923 году, переехав в Москву из Днепропетровска, и жили там до 1934 года. И именно в их квартире на вечер памяти Пушкина собралось свыше 60 человек — литераторы, литературоведы, артисты. Девятилетний Саша тогда уже хорошо знал, кто такие Пушкин, Веневитинов, декабристы и поэты «золотого века», выпускники Царскосельского лицея, а также их преподаватели, среди которых был и тот, которого звали …Александр Галич.

«Потреплем лавры старика!»

Он заменил заболевшего профессора по курсу русской и латинской словесности, быстро завоевал симпатии своих воспитанников, стал героем их первых поэтических опытов:

О Галич, верный друг бокала

И жирных утренних пиров,

Тебя зову, мудрец ленивый,

В приют поэзии счастливый,

Под отдаленный неги кров!

Именно ему принадлежит выражение «потреплем лавры старика» — так он приглашал своих подопечных обратиться к творчеству того или иного автора — ставшее бессмертным в строфах «Онегина»:

…И ты, чья память сохранит

Мои летучие творенья,

Чья благодарная рука

Потреплет лавры старика.

Поэтому совсем неудивительно, что однажды молодой и разносторонне одаренный Саша Гинзбург изменил в анкете дату своего появления на свет с 20 на 19 октября, чтобы всегда праздновать свой личный день рождения под знаком лицейской годовщины.

Затем, став уже известным драматургом и сценаристом, он «открыл», что из букв его ФИО: Г… Ал… …ич — составляется прекрасный псевдоним. У Александра Галича, ставшего для многих символом вольности в советские времена, была своя судьба. Зависела она только от его личного выбора — «а я выбираю свободу!» — и мы всегда будем ему за это благодарны.

«И все так же, не проще, век наш пробует нас»

До сих пор в различных публикациях разные этапы жизни Александра Аркадьевича освещены очень неравномерно. Современники, знавшие его близко, вспоминали, в основном, о времени, когда он стал писать «запрещенные» песни, то есть о шестидесятых-семидесятых годах прошлого века. А более ранний, «допесенный», но отнюдь не менее интересный период оставался почти в забвении.

В 2012 — м году вышла в свет книга:

Аронов М. Александр Галич. Полная биография.- М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 880 с.: ил.

Исследователь Михаил Аронов ознакомился практически со всеми пьесами и сценариями Галича, а также литературными заявками и протоколами обсуждений его произведений. Самым богатым источником сведений стал Российский государственный архив литературы и искусства. А самым уникальным — архив Союза писателей СССР, где хранятся четыре папки с четырьмя «делами Галича».

Материала оказалось достаточно, чтобы автор смог, по его собственным словам, «привести яркий пример «оптимистической трагедии»». Эта трагедия свидетельствует о том, что путь восхождения не закрыт ни для одного человека — даже самого благополучного и обласканного властями, каким был А. Галич, до поры до времени один из самых богатых и успешных писателей Советского Союза.

Был, пока вдруг однажды не «полез на рожон» — стал писать и петь под гитару острейшие нравственно-политические песни. Говорят, что многие из этих песен получили в наше время вторую жизнь. Вот, хотя бы эта:

И все так же, не проще,

Век наш пробует нас:

Можешь выйти на площадь,

Смеешь выйти на площадь

В тот назначенный час?

Но, не оспаривая талант сочинителя и певца, нельзя оставить без возражений перемены во времени. Чего стоило в августе 1968 года крохотной кучке из пяти человек, несогласных с вводом войск Варшавского договора в Чехословакию, встать между мавзолеем и ГУМом и развернуть самодельный плакатик, чтобы среди всеобщего непонимания заявить о своем несогласии? И чего стоит теперь пойти публично выразить свое мнение? Есть разница, не так ли?

…Наверное, за нее и боролись — в том числе одним из первых был незабываемый Александр Аркадьевич со своими песнями. Сегодня люди до сих пор поют песни этого замечательного поэта. Значит, его творчество любимо и продолжает жить.

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, заведующая библиотекой «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com

Литература:

1. Аронов М. Александр Галич. Полная биография.- М.: Новое литературное обозрение, 2012. – 880 с.: ил. — Тираж: 1500 экз..
2. Галич А.А. Дни бегут, как часы: Песни, стихотворения.- М.: изд-во Локид, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.- 384с.
3. Галич А. А. Облака. Мы не хуже Горация. Бессмертный Кузьмин. По образу и подобию… Песня без названия. Королева материка. Я выбираю Свободу. Китеж //Есть магнитофон системы «Яуза»…: Сб. песен магнитиздата / Сост. Алексей Уклеин. — Калуга, 1991.
4. Заклинание Добра и Зла: Александр Галич — о его творчестве, жизни и судьбе рассказывают статьи и воспоминания друзей и современников, а также истории и стихи, которые сочинил он сам/Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — М.: Прогресс, 1991. — 576 с.
5. И ты, чья память сохранит …// Читаем вместе.- 2012 -№2.- Стр. 14.
6. Казак В. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. – Тираж: 5000 экз.
7. Рассадин С.Б. Русская литература: от Фонвизина до Бродского.- М.: Слово, 2001.- 288с., ил.
8. Русова Н.Ю. Тайна лирического стихотворения. От Гиппиус до Бродского: комментарий поэтических текстов.- М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.- 200с. — (Серия «Литературный семинар»)