Актуальная поездка в Москву из Тольятти

вид на мид в москве

Постоянный рост цен и напряженная политическая ситуация заметно сократили количество доступных туристических направлений. Для многих теперь даже поездка в Казань или Волгоград стала пределом мечтаний (особенно если семья большая). Ну, а мы с сыном в этом году выбирали между Москвой и Сочи, в итоге отдав предпочтение знаменитой столичной гостинице «Космос», построенной к Олимпиаде.

Путешествовать действительно становится всё дороже. Самолетами я не пользуюсь уже лет десять, да и цены на железнодорожные билеты не радуют. К примеру, летом 2022-го доехать до Москвы на двухэтажном поезде можно было за 2 тысячи рублей, а теперь уже за 4-5, то есть подорожание составило более 100 процентов!

Желая хоть немного сэкономить, мы взяли невозвратные билеты без питания. Позже выяснилось, что не мы одни такие умные: одна часть вагонов была забита под завязку, а другая (с питанием), где билеты на 500-700 рублей дороже, – почти свободна. В общем, учитывайте этот момент, если соберетесь в Москву.

– Ну, народ! Из-за пары сотен все сюда прутся! – возмущалась проводница. – Уволюсь, точно уволюсь!

Вместо ресторана в поездах теперь вагон-бистро, хотя цены остались ресторанные: по 400-500 рублей за порцию чего-нибудь мясного. Честно говоря, мне всегда было непонятно, за что такие деньги дерут на железной дороге, где даже бутылка воды или пакетик кофе «3 в 1» стоят в четыре раза дороже, чем в городских магазинах. Монополисты, одним словом.

Столица встретила почти 30-градусной жарой, которая стояла на протяжении всех 12 дней, что мы там находились. С одной стороны, хорошо, а с другой – нужно понимать, что путешествие в большой город является очень энергозатратным. А когда много ходишь по улицам, солнце становится больше врагом, чем другом.

Выбор в пользу гостиницы «Космос» сделан по нескольким причинам. Во-первых, это сохранившаяся до наших времен часть советской эпохи; во-вторых, чуть ли не самый большой отель в стране (1777 номеров); в-третьих, шикарный вид из окон на ВДНХ, ну, а самое главное – цена. Еще зимой удалось забронировать номер по акции за 2200 рублей в сутки на двоих: за такие деньги даже в Тольятти жилье найти сложно, не говоря уже о столице.

Впрочем, немало у отеля-муравейника и минусов, с одним из которых мы столкнулись при заселении. Выяснилось, что, несмотря на масштабы гостиницы, свободных номеров нет. Поэтому даже на час раньше положенного времени (а это 15:00) ключи нам дать не могут. Пришлось сдавать вещи в камеру хранения и идти гулять.

Заодно посмотрели мини-выставку, посвященную 45-летию гостиницы, где, помимо прочего, был представлен макет планировки комнат образца 1979 года. Самое интересное, что, когда мы наконец получили ключи и поднялись к себе в номер на 14-м этаже, выяснилось: он почти не отличается от того самого, который только что видели на выставке. Во всяком случае, мебель очень похожа на ту самую.

Чистотой номер также не впечатлил. Под кроватью валялись фантики, волосы и крошки, подоконник был покрыт слоем пыли, на окнах разводы, на обоях темные пятна, а в углу рядом с холодильником мы нашли большой засохший кусок черного хлеба… При этом уборщицы (по виду – уроженки Средней Азии) заходили ежедневно, мило улыбались, предлагали поменять полотенца или пропылесосить.

телевидение россии останкинская телебашня

Зато номер нам достался с видом на Останкинскую башню и монумент покорителям космоса в виде взлетающей ракеты, под которым расположен музей. Вид, конечно, шикарный, тем более что в темное время башня вся в огнях и световой рекламе. Однако есть и минусы: очень жарко (кондиционеров в номере нет) и шумно от круглосуточно гоняющих по проспекту Мира мотоциклистов. Мало того, мне даже было слышно в открытое окно, как визжат люди, катающиеся на экстремальных аттракционах ВДНХ. В общем, о тишине здесь можно лишь мечтать.

Еще один нюанс, с которым пришлось столкнуться в «Космосе»: при входе нужно постоянно класть сумки и пакеты на ленту для досмотра (как на вокзалах), а потом еще возле лифта показывать охраннику карточку жильца. Понятно, что это делается для безопасности, но всё равно напрягает. Уже и все охранники тебя в лицо знают, и ты их, но, улыбаясь, они продолжают требовать эту карточку.

Немного удивило, что при входе в гостиницу стоит огромный памятник бывшему президенту Франции Шарлю Де Голлю (автор – Зураб Церетели), открытый 9 мая 2005.
На фоне самой большой гостиницы страны – это выглядит как-то странно.

Когда вечером спустились на первый этаж, стала понятна причина дефицита свободных номеров. Рядом со стойкой регистрации маршировали люди в военной форме с флагами Китая на нашивках. Неподалеку сидели египтяне, а позже подъехали представители Венесуэлы и Гвинеи. Первая возникшая у меня мысль:

– Неужели союзные войска прибыли?

Тут африканцы начали петь прямо в холле, а кто-то из них даже аккомпанировал на барабанах. У темнокожих женщин на форме было столько нашивок и медалей, как будто они много лет ведут борьбу с западными колонизаторами.

Позже выяснилось, что это участники военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». Всего в Москву приехали 11 иностранных коллективов (из них три – белорусских), причем все они разместились именно в «Космосе», вечерами выезжая для выступления на Красную площадь. Самыми шумными и веселыми оказались именно гвинейцы, египтян одели в костюмы фараонов, а турки нам вообще не встречались, хотя два коллектива участвовали в фестивале, а у входа в отель стоял автобус с номерами этой страны.

Рядом с гостиницей – жилые дома, построенные в начале 60-х годов. Во дворе одного из них (проспект Мира, 180) я иногда сидел на лавочке, пока сын играл на детской площадке, обращая внимание на очень неприятные запахи. Дело в том, что мусоропроводов там нет, а есть площадка с металлическими контейнерами, стоящими неподалеку от подъездов. Они вроде не переполнены, однако находиться поблизости всё равно невозможно.

Вот и думай после этого. Покупаешь, например, квартиру за 15-20 миллионов рублей, а пахнет, как на мусорной свалке. Да еще и алкаши на соседней лавочке расселись, правда, набор у них был столичный: бутылка водки, пластиковые стаканчики, жареные котлеты в магазинной упаковке и пакетик с абрикосами.

Если же пойти от гостиницы в другую сторону, то можно встретить бомжа, живущего прямо на лавочке перед спуском в метро. Иногда к нему друзья приходят, так что компания в грязных плохо пахнущих пальто подолгу портит вид отдыхающим.

Но и это еще не всё. Один раз, возвращаясь из столовой, заметили возле дома № 3 по улице Кибальчича (неподалеку от финансового университета) лежанку еще одного бомжа. Самого его на месте не было, но зато рядом бегала огромных размеров крыса.

Кстати, о еде. Питание в гостинице мы заказывать не стали, поскольку одни только завтраки по системе «шведский стол» стоят столько же, сколько само проживание – 2200 на двоих, а если с обедами и ужинами, то выйдет тысяч десять в сутки, как в курортных турецких отелях.

В 10-15 минутах ходьбы от отеля есть несколько приличных столовых, в одной из которых мы завтракали за 250 рублей на человека (там всё по 70 рублей – каша, творожная запеканка, омлет и так далее), а в другой обедали за 300 (бизнес-ланч с супом, салатом, вторым блюдом и компотом). То есть вполне можно найти точки общепита с ценами, как в Тольятти, и тратить примерно 2 тысячи рублей на двоих в сутки.

Плюс, рядом привычные магазины: «Магнит», «Пятерочка», «Красное и белое», в которых продукты стоят так же, как и у нас, а еще через каждые 100 метров – работающие допоздна киоски с недорогой (220-250 рублей) шаурмой, хот-догами, пиццей и картошкой-фри.

В большинстве точек общепита и за кассами сетевых магазинов – мигранты, и некоторые из них очень плохо говорят по-русски. К примеру, в одной пиццерии пытался уточнить у девушки с азиатским разрезом глаз адрес, по которому расположено заведение. Она долго слушала, пыталась повторять за мной какие-то слова, но потом лишь раздраженно махнула рукой. Как будто это я в гостях в Бишкеке или Ташкенте, а не она в Москве.

Впрочем, большинство женщин-мигранток стараются казаться дружелюбными, улыбаются в магазинах, без напоминания садятся за вторую кассу, чтобы не создавалась очередь.

Мне очень нравится столичная транспортная система, аналогов которой нет не только в России, но и, пожалуй, в большинстве стран мира. Помимо метро, есть МЦК (большое кольцо), по которому ходят «Ласточки», и МЦД (центральные диаметры), связывающие центр с Подмосковьем. А еще современные трамваи, монорельсовая дорога и электробусы, которые пять лет назад полностью заменили троллейбусы.

панорамный вид город москва столица

Проезд по транспортной карте «Тройка» – 57 рублей, причем допускается бесплатная пересадка с одного вида транспорта на другой в течение 90 минут (для этого нужно скачать приложение «Метро Москвы» и создать личный кабинет), так что траты на проезд сопоставимы с нашим городом (в Тольятти с пересадкой даже дороже получится).

Есть, правда, нюансы. Например, на МЦД нужно прислонить карточку к валидатору не только при входе на станцию, но и при выходе, иначе «Тройку» заблокируют. Знаю, что много приезжих от этого пострадало.

А еще в автобусах иногда не срабатывает транспортная или банковская карта. Кондукторов нет, водитель справок не дает, так что стоишь в центре салона и думаешь, как быть, ловя на себе надменные взгляды пассажиров-москвичей, у которых всё срабатывает с первого раза. Можно попробовать проехать зайцем, если, конечно, не боишься появляющихся иногда контролеров.

Было и еще одно маленькое происшествие. Хотели пополнить карту «Тройка» через автомат возле станции метро «ВДНХ». Он ее заглотил, а потом завис. Ждали минут пять, потом я сбегал за сотрудницей метрополитена, однако она, открыв терминал, нашу карту внутри не нашла. Как такое оказалось возможно – не знаю, но пришлось покупать новую за 150 рублей.

Приятно удивило отсутствие маршруток. Даже на маленьких улицах и в переулках мы видели большие электробусы, цель которых – с комфортом довести людей от станции метро почти до квартиры, причем, как я написал ранее, без доплаты! В межпиковое время ходят они в основном пустыми, но главное, что ходят! Можно лишь позавидовать москвичам: многие из них всё чаще отказываются от личного транспорта в пользу общественного. В Тольятти, как мы знаем, всё наоборот.

А еще есть ночные маршруты, очень длинные (М-1, М-2 и так далее), следующие едва ли не через весь город как альтернатива метрополитену. И это я еще не сказал о том, что в Москве недавно появился новый вид общественного транспорта – электрический речной трамвайчик, работающий круглогодично. Выглядит необычно, современно, правда, маршрутов всего два: «Фили – Киевский вокзал» и «Печатники – ЗИЛ».

Говорить о нем как о полноценном общественном транспорте я бы не стал, поскольку суда ходят медленно, часто пришвартовываются к причалам, да и цена проезда выше, чем в метро, – 200 рублей. А вот туристам прокатиться – милое дело. К примеру, мы за полчаса увидели с воды много интересного, включая небоскребы «Москва-сити» и здание правительства России.

Окончание следует

Андрей Липов, Тольятти – Москва – Тольятти
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти»