Актриса, хореограф, режиссер Лейла Абу-аль-Кишек

У Лейлы Абу-аль-Кишек в сутках 25 часов. Иначе, впрочем, и быть не может, если способная трудолюбивая девушка получает третье образование, играет на сцене Московского театра «Школа драматического искусства», снимается в сериалах, ставит спектакли как режиссер и хореограф и не скрывает своих здоровых творческих амбиций.

Сразу уточню, что свое экзотическое имя и восточную красоту Лейла получила благодаря папе-иорданцу. Ну, а поводом для встречи с восточной красавицей стал день памяти известного тольяттинского драматурга Вадима Леванова. Это значимое в культурной жизни нашего города событие, напомню, состоится в Молодежном драматическом театре (МДТ) 1 ноября.

В рамках дня памяти запланировано много мероприятий, в частности — премьера спектакля «Охота на одиноких мужчин» по пьесе Вадима Леванова «Артемида с ланью». Режиссер спектакля — Алина Гударёва, хореограф — Лейла Абу-аль-Кишек. Кроме того, Лейла выступит как режиссер читки пьесы Леванова «Чжи».

С обсуждения этих событий и началась наша беседа. Пьеса Вадима Леванова «Артемида с ланью» жесткая, в колорите лихих 90-х, любовь — одна из тем произведения. Режиссер Алина Гударёва в своем спектакле тему любви делает основной, рассказывает историю взаимоотношений мужчины и женщины. Именно пластика позволяет раскрыть внутренний мир персонажей, показать их подсознание, танцующие души. В качестве постановщика танцев для спектакля «Охота на одиноких мужчин» Алина Гударёва пригласила из Москвы Лейлу Абу-аль-Кишек, которую знает как вдумчивого, кропотливого и въедливого хореографа.

Характеристика, думаю, вполне справедлива, ведь свое образование Лейла начала с того, что окончила хореографическое училище по специальности «Артистка балета». Но драматическая сцена показалась юной балерине гораздо интересней. О своем первом образовании никогда не пожалела и сегодня благодарна балетным педагогам, которые научили ее внутренней дисциплине. Сразу после хореографического училища Лейла окончила актерский факультет Ярославского государственного театрального института. Но и стезя танцующей актрисы в какой-то момент показалась Лейле недостаточно привлекательной.

— Почему? — недоумевала я, — ведь творческий путь режиссера отнюдь не усеян розами и лилиями, частенько режиссеру в театре приходится дневать и ночевать, да и степень ответственности не надо со счетов сбрасывать…

— В режиссуре меня подкупает степень творческой свободы, а у актеров эта свобода имеет границы, — объяснила свою мотивацию к получению третьей профессии Лейла.

— Вы режиссер читки по пьесе Леванова «Чжи». Чем обусловлен такой выбор?

— О Вадиме Леванове знала давно, но с творчеством драматурга более внимательно познакомилась накануне приезда в Тольятти. «Чжи» — пьеса, состоящая из трех историй, что удобно и выгодно для читки. В пьесе много философии, юмора, тонкой иронии. Кроме того, «Чжи», с ее китайским колоритом, подкупает меня как режиссера с хореографическим образованием. Это тот драматический материал, который может выдержать еще и какую-нибудь пластическую нагрузку.

— Как вы оцениваете свой опыт работы в Тольятти?

— Ваш город мне очень понравился, была покорена набережной, Волжскими видами, просторами, вообще я очень люблю воду. Тольятти — мой первый опыт выездной работы. В МДТ приятная атмосфера. Когда провели первую читку пьесы и определились с реквизитом, бутафоры моментально сделали все необходимое. Спасибо артистам, которые прекрасно слушают, предлагают что-то свое. В дальнейшем очень хотелось бы воплотить читку «Чжи» в полноценную постановку. Есть интересная задумка по поводу оформления спектакля, а также вижу в этом материале интересную хореографическую перспективу.

— Откройте секрет, как вы все успеваете?

— Было бы желание, тогда и время найдется. Спасибо хореографическому училищу, там научили быстро собираться.

— Про съемки в кино что можете сказать?

— Понимаете, съемки в сериалах — это по большей части заработок, а не творчество. Есть, конечно, и интересные работы, за которые не стыдно, но… На данный момент мой приоритет — театр.

— И каковы же ваши театральные предпочтения?

— По сути, у меня нет какого-то одного предпочтения в области театра. Есть отдельные режиссеры и отдельные спектакли, которые вызывают уважение и восхищение. Главное, чтобы театр был живым и «цеплял» зрителя, вне зависимости от его стилистических и эстетических принципов.

— Какое танцевальное направление вы предпочитаете как танцовщица?

– Мне ближе контемпорари, что в переводе попросту современный. По факту это свободный танец, корни которого тянутся от Айседоры Дункан. Контемпорари — очень театральное направление, тут нет таких жестких канонов, как в классическом танце. Отклонение от нормы может только приветствоваться, а любой бытовой жест можно превратить в танец. В этом плане мне очень близко творчество Пины Бауш, которая работала на грани между танцем и театром.

— Можно ли научить танцевать любого человека?

— Сделать профессионального танцора можно далеко не из каждого, изначальная предрасположенность к танцу должна все-таки быть у человека. Но любого артиста (к обычным людям это утверждение не относится) возможно научить художественно двигаться, найти выгодную для него пластическую форму, чтобы из этого родился танец.

— Сегодня модно танцевать. Вы можете объяснить массовое увлечение танцами?
— Не только танцами люди увлечены, йогой тоже. Сейчас принято с пользой проводить досуг. Склонные к чему-то художественному выбирают танцы, к чему-то более осознанному, кропотливому — йогу.

— А вы как проводите свой досуг?

— Хожу на мастер-классы по контемпорари, изучаю технику. За счет классического образования мне довольно легко заниматься любым танцевальным направлением.

— И последний вопрос: каковы преимущества у танцующего человека?

— Очень важно, чтобы ребенок с детства занимался танцами, пусть на уровне художественной самодеятельности. Любое физическое занятие помогает раскрепоститься, снять телесные и внутренние зажимы. Развивает способность слушать свое тело и уметь им управлять. Затрачивать на движение ровно столько сил и энергии, сколько оно требует. Развивает ощущение пространства. Все это развивает координацию, которая и для обычной жизни очень полезна — она влияет на общую сообразительность не только тела, но и ума. Спорт, танец — минимальное воспитание тела должно быть у каждого человека.

Только факты:

В 2010 году Лейла Абу-аль-Кишек окончила актерский факультет Ярославского государственного театрального института (мастер курса Л.Ю. Краснов).

Сейчас — студентка режиссерского факультета ТИ им. Бориса Щукина, курс Ю.И. Еремина. С 2013 года работает в театре «Школа драматического искусства».

Лейла Абу-аль-Кишек режиссер актриса

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»