Актеры кукольного театра поделились секретами своего мастерства
Если вы недостаточно серьезно относитесь к куклам, считая этот жанр исключительно ребяческим, то знайте, что всемирно известный лягушонок Кермит из «Маппет шоу» — один из лидеров общественного мнения в американских медиа. Начав свою карьеру тряпочного артиста в «Улице Сезам», с течением времени дорос до собственного телешоу, где общался со звездами шоу-бизнеса и популярными политиками. Сегодня ведущие деловые издания страны обращаются к лягушонку за комментариями по острым политическим вопросам. Кто бы мог подумать, что персонаж, сшитый из старого зеленого пальто и двух мячиков для пинг-понга, обретет такую значимость в медиа-пространстве.
В России тоже некоторое время пытались выводить в эфир телеканалов НТВ и ДТВ остро-социальные сатирические передачи с участием «искусственных» персонажей, но жанр не прижился, так и оставив искусство кукольного перформанса на территории детских интересов. Однако работать для детей в данном случае означает задачу на порядок сложнее, нежели потешать взрослых. Это доказал прошедший на минувшей неделе в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея открытый мастер-класс от главного режиссера театра кукол «Пилигрим» Янины Дрейлих.
Культурное мероприятие носило интерактивный характер, каждый из присутствующих смог получить свой опыт актера театра кукол. Янина рассказала за полтора часа мастер-класса основные секреты своего ремесла. Обнаружилось, что для начинающих актеров не очевидно, что из-за ширмы должна торчать только кукла, но ни в коем случае не должно быть видно руку человека.
Непросто научить куклу разговаривать. Она не должна открывать рот на каждый слог, если шоу не подразумевается как юмористическое. Если голова у «неодушевленной артистки» во время признания в любви трясется на каждый слог, то такие речи точно не будут выглядеть романтичными. При этом лицо куклы должно находиться максимум на 35-40 градусов по отношению к зрителям, чтобы не терять контакт с аудиторией.
За время мастер-класса зрителям представили все виды кукол, которые используются в театре: от обычных кукол-перчаток и кукол на трости до марионеток, очень сложных в управлении, и ростовых кукол. Янина Дрейлих отметила, что в Тольятти очень мало профессиональных кукловодов, и в «Пилигриме» берегут их как зеницу ока, а также открыты к обучению новых специалистов.
Интересно:
Для кукловода очень важна физическая выдержка, поскольку продержать свою руку на весу на протяжении даже получаса — задача не из легких. Поэтому кукловоду очень полезно быть амбидекстером, то есть в совершенстве владеть как левой, так и правой рукой.
фото: Площадь СвободыВладимир Сахмеев, «Площадь Свободы»