Алексей Возилов поделился своими впечатлениями от перехода.
— Алексей, как тебе пришла в голову идея такого путешествия?
— Меня заразил мечтой перехода через Атлантику мой друг Костя Соснов. Какое-то время эта идея вынашивалась, и в прошлом году мы запланировали участие в знаменитых гонках ARC (Atlantic Race of Cruizer) осенью-зимой 2014 года. Это хороший, я бы сказал наиболее безопасный, вариант для перехода через Атлантический океан. Одновременно там участвует 200-300 яхт и катамаранов. Эта часть океана достаточно пустынна, грузовые и пассажирские судна здесь очень редки. За время путешествия нам встречались только яхты, движущиеся в нашем направлении, то есть такие же участники гонки. Ну и пару раз встретились большие грузовые корабли.
— А что у вас было за судно?
— Это был морской катамаран «Светлая», приписанный в Черногории. Но нам не сразу на него удалось выйти. Сначала мы договорились на яхту, у которой вскоре накрылся двигатель.
Между тем у нас уже было назначено время, куплены билеты, надо было срочно искать замену. Практически на исходе времени мы нашли катамаран, на котором в итоге успешно совершили переход. Морской катамаран даже комфортнее яхты, его не так сильно качает.
— Как сложился ваш экипаж?
— Досадно, что у Кости в итоге не получилось поехать, и несколько человек из Тольятти, с которыми мы уже вроде бы договорились, тоже отказались. В итоге нас осталось трое: я и двое моих друзей: один из Киева, другой из Екатеринбурга. Это было уже достаточно экстремально — время поджимает, экипажа нет! Буквально в последние дни нам удалось сформировать экипаж, но почти никто друг друга не знал, совершенно посторонние люди собрались, это был определенный риск. Нам надо было договориться о распределении обязанностей в команде, о правилах поведения в гонке — ведь нам предстояло около трех недель провести вместе. А люди собрались непростые, все самодостаточные лидеры. Но желание хорошо пройти гонку было велико у всех, поэтому мы смогли договориться и сработаться в своей команде. Я очень был рад, что все нормально приняли «сухой закон» на время путешествия, это избавило нас от лишних сложностей. И вообще взаимопонимание и поддержка в нашей команде были сильно выражены.
— Какая у экипажа была цель? Рассчитывали ли вы на победу?
— Ну особых иллюзий насчет победы у нас не было. Мы знали, что в гонке будут выяснять свои позиции реальные претенденты на чемпионство. Но при этом мы стремились к максимуму. Для меня лично цель была — пройти весь маршрут, справиться с физическим саботажем собственного организма, проверить свою психологическую выдержку. Но главное, конечно, взять от этого путешествия максимум драйва, эмоций. Мы прошли маршрут весьма неплохо для новичков: финишировали шестьдесят четвертыми из 200 лодок. Думаю, после подсчета коэффициентов в турнирной таблице наше место будет выше. А первое наше достижение — это удачный старт, поскольку не все экипажи смогли нормально стартовать, около 12 яхт сразу выбыли. И погода осложнила нам задачу — накануне старта был сильный шторм, из-за чего даже перенесли на день начало гонки, что случалось в истории ARC всего трижды за 29 лет. В день старта и в первые дни тоже достаточно чувствительно штормило.
— Морская болезнь мучила?
— Да, первые четыре-пять дней дались тяжело именно по самочувствию. И мои товарищи по экипажу тоже неважно себя чувствовали, но мы друг друга подстраховывали и нормально через это прошли.
— А в чем заключалась твоя зона ответственности на судне?
— Каждый из нас по графику стоял за штурвалом, а я отвечал за приготовление общего ужина. Завтраки и обеды у нас были индивидуальные, «плавающие», в зависимости от дежурства. А поскольку готовить я люблю, то с удовольствием согласился отвечать за камбуз.
— Каким маршрутом вы пересекали Атлантику?
— Начальная точка гонки — остров Гран-Канария (один из островов Канарского архипелага) на западе африканского континента. А финишировали на острове Санта Лючия на Карибах (Южная Америка). Фактически мы повторили путь Колумба: выйдя из Гибралтарского пролива, пошли на юг Африки, а оттуда уже на запад. Наш экипаж, правда, решил пойти сокращенным маршрутом, на северо-запад, но в этом году здесь нас поджидали шторма, пришлось обходить, потеряли время. Поэтому выиграли те, кто с самого начала шел именно путем Колумба, южнее, им с погодой повезло больше. А в прошлом году было ровно наоборот. Ну не угадали! Протяженность нашего маршрута составила 2800 морских миль, это 5300 километров. В пути мы находились 17 суток. Победители гонки пролетели маршрут за 7 суток, ну а после нас еще лодки финишировали в течение нескольких дней.
— Ты уже говорил, что долго привыкал к морской качке. А когда вновь ступил на землю, снова пришлось привыкать?
— Я думал, будет хуже. Но как-то очень быстро привык к ощущению твердой земли. Тем более что у нас было уже мало времени, наш самолет улетал в тот же день, надо было успеть оформить все документы и добраться до аэропорта. А для этого пришлось пересечь весь остров, правда, он небольшой, всего 44 километра, но зато по горным серпантинам, а это тоже очень своеобразные ощущения.
— Ну а какие мысли и чувства тебя посещали в океане, практически наедине со стихией?
— Ощущения, конечно, незабываемые. Бескрайняя водная поверхность — до берега несколько тысяч километров, под тобой тоже дна нет… Ощущаешь себя какой-то песчинкой в этом огромном пространстве. Пока я там не побывал, для меня были пустым звуком слова: две трети нашей планеты занято океанами. Только там я понял, какая это стихия, какая мощь. Даже когда океан относительно спокоен, а это тоже, на минуточку, волны 2-3 метра высотой, это впечатляет. Но какого-то страха не было. Все-таки я достаточно опытный путешественник, в том числе и по воде. К тому же особо фиксироваться на возможных опасностях просто некогда — ты все время занят: то на вахте за штурвалом, то занимаешься с такелажем, то смотришь за приборами. Но свободное время, конечно, было. В эти минуты я любил лежать на верхней палубе и смотреть на звезды, слушая океан. А однажды ночью, когда мы с другом дежурили, мы наблюдали стаю касаток. Это вообще очень удивительно! Вдруг среди привычного шума волн ты слышишь какие-то всплески, поворачиваешь голову, а там эти огромные черные спины. Мне показалось, им было любопытно. Наверное, они присматривались к нашему катамарану как к какому-то неведомому зверю. Но агрессии они не проявляли, так что мы друг на друга посмотрели и отправились каждый по своим делам.
— Наедине со стихией, наверное, обычные наши тревоги кажутся совсем незначительными…
— Нашим миром был наш катамаран. Задача — делать все правильно, помогать друг другу, от этого зависели наши жизни. Поэтому, конечно, про курс доллара точно не думалось! Слушали мы только прогноз погоды и немного музыки. А вернулись к цивилизации — тут, оказывается, главной новостью является валютный курс.
— Пока ты в океане бросал вызов самому себе, прошел финал Всероссийского конкурса Russian Event Awards, где твой проект «Классика над Волгой» занял первое место в номинации «Культура».
— Да, я получил известие об этом, еще находясь в пути. А на финише, на острове Санта Лючия, я развернул флаг фестиваля «Классика над Волгой», и мы всем экипажем сфотографировались с ним. Я вообще стараюсь брать этот флаг в путешествия, чтобы наш проект, пусть пока символически, расширял свои границы. Я очень рад, что фестиваль не только любим зрителями и артистами, но и получил признание профессионалов событийного туризма. По традиции, мы стараемся с каждым годом повышать содержательную и зрелищную планку фестиваля. На 2015 год у нас тоже грандиозные планы, надеюсь, что никакие валютные курсы и прочие дестабилизирующие вещи не смогут помешать зрителям и артистам встретиться друг с другом летом на прежнем месте.
Дарья Калинина, газета «Площадь Свободы»
Фото Алексея Возилова