«Человек и город: конфликт или взаимодействие» – так называется новая выставка в Тольяттинском художественном музее. В экспозиции представлены работы из фондов музея нескольких десятков авторов из разных городов: Тольятти, Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ярославля.
В основном это живописные полотна, их дополняют несколько скульптур и графических серий. Итого можно ознакомиться с творчеством более 30 авторов на примере 74 произведений.
– У нас не так много живописных работ в фондах, – рассказала заместитель директора ТХМ искусствовед Лариса Москвитина, – около 700. Площадей для постоянной экспозиции у нас нет, к сожалению. Поэтому мы проводим такие тематические выставки, чтобы показать, чем располагаем. Выстраиваем определенную концепцию в соответствии с заявленной темой…
Город и человек не могут не взаимодействовать. Для современного обитателя «каменных джунглей» его окружающая среда стала социальным явлением. У каждого есть свой любимый уголок или, наоборот, место, куда совсем не хочется. Кого-то восхищают небоскребы, кого-то – маленькие уютные дворики.
На выставке можно увидеть и практически образцовый городской пейзаж с площадями, кремлевскими башнями, знаковыми объектами, как, например, Исаакиевский собор. А есть и работа, где виден только уголок обычного дома, во дворе которого гуляет девочка с собакой.
Один автор, Николай Шеин, выводит на первый план даже не дома или архитектурные объекты, а трубы промзоны. Другой, Юлия Кузнецова, – брызжущую яркими красками карусель в парке. Красочным экзотическим колоритом перекликаются пейзажи Байрама Саламова и Важи Окиташвили. А на картинах Николая Шумкина – солнечные февральские дни где-то в нашем Соцгороде или Портпоселке.
– Мы видим город глазами художника.
Из авторов, представленных в экспозиции, кого-то уже нет, а кто-то живет далеко. Некоторые художники работали в Тольятти в 70-е годы, когда он рос и развивался, а позже уехали. Кто-то в нашем городе и не бывал. Как же их произведения оказались в тольяттинском музее?!
– Фонды пополнялись разными способами, – пояснила Лариса Москвитина. – Первые поступления – это работы местных художников из краеведческого музея. В 1991 году была передача большого количества работ авторов союзного значения из министерства культуры и организации «Росизопропаганда». Она существует и по сей день, в свое время организовывала всесоюзные выставки, в том числе и в Тольятти, пополняла свои фонды и передавала работы в музеи разных городов…
Таким образом, в фондах ТХМ оказались ксилографии (гравюры на дереве) Анатолия Калашникова, московского художника-графика, разрабатывавшего эскизы почтовых марок и экслибрисов. Он стал первым русским художником, избранным почетным членом королевского общества графиков Великобритании, и награжден именной медалью римского папы. Его изумительной тонкости работы экспонируются на выставке, как и оригиналы иллюстраций графика из Санкт-Петербурга Ольги Биантовской.
В экспозиции только две скульптуры: эскиз памятника Василию Татищеву Алексея Кузнецова и портрет югославского рабочего Вячеслава Клыкова. О первой многие знают – этот вариант парадного портрета основателя Ставрополя существует и в натуральную величину, он находится в мастерской председателя местного отделения Союза художников РФ.
Клыков – москвич, был президентом международного фонда славянской письменности и культуры. Кстати, именно он создал скульптуры Кирилла и Мефодия возле храма в Самаре.
Из живописных полотен привлекают внимание реалистичные пейзажи. Вот «Ленинград. Дворцовая площадь», работа Михаила Канеева датируется 1980 годом.
– Обратите внимание, вся площадь заставлена автобусами «Интурист», так она и выглядела в те годы.
Вид, запечатленный на картине «Яуза» Юрием Гусевым еще в 1984 году, до сих пор не изменился:
– Когда въезжаешь в Москву, именно его видно из окна поезда…
Картина Николая Мухина, сегодня народного художника РФ из Ярославля, основателя собственной иконописной мастерской, более символична:
– Средоточием на фоне пейзажа с куполами является древний церковный изразец в центре картины. Справа современный художник пишет девушку, а слева – мастер в старинном одеянии создает образ Богоматери…
Картина называется «Диалог во времени», написана она в середине 80-х годов.
Работа Валерия Бузина «Город в степи. Радуга» создана в середине 70-х. Это наш Тольятти: радуга поднимается над белоснежными, волшебным светом озаренными зданиями, соединяя ярким мостом Новый город с затянутым уходящими грозовыми тучами небом.
Еще одна работа, перед которой обязательно остановится зритель: «Большой город» Михаила Омбыш-Кузнецова, созданная в 1987 году. Она взята для разработки афиши выставки.
Картина создана в стиле гиперреализма, словно с фотографии списаны портреты людей, набившихся в три автобуса, которые включены в картину фрагментами. Люди едут на работу в час пик. Они настолько погружены в заботы о предстоящем дне и заняты своими проблемами, что не видят невероятное: в салоне среди них сидит… настоящий космонавт в скафандре!
И хотя на картине нет ни одного архитектурного объекта или элемента, ее название передает суть. Да, это большой город, в котором человек – как песчинка в огромном урбанистическом лабиринте.
Выставка живописи «Человек и город: конфликт или взаимодействие» работает до 4 сентября 2022 года по адресу: г.Тольятти, бульвар Ленина, 22 (правое крыло).
На выставке была Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»