А ВАЗ без нас

    четверо мужчин в гараже
    фото: «Площадь СВОБОДЫ»

    Премьеру спектакля «Неземная жизнь Сереги, члена гаражного кооператива», намеченную на весну двадцатого года, отменил коронавирус.

    В начале года он отменял практически все. Но сейчас становится ясно, что особенно жестко он обошелся именно с культурой: в то время как после пика заболеваемости уже открывается даже общепит и проводятся первые спортивные баталии, театр все еще может предъявить свое искусство лишь в режиме онлайн.

    Неземная жизнь

    Играть на сцене перед пустым залом чрезвычайное испытание для артистов, но ко дню рождения Волжского автомобильного завода, которому, собственно, и посвящались и пьеса, и постановка, откладывать показ гаражной истории было уже неприлично. И вот она – первая премьера сезона, та самая «Неземная жизнь…» в театре «Дилижанс».

    Спектакль рождался при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда Михаила Прохорова. А его идея появилась на свет во время одной из встреч в краеведческом музее, который тоже делал свой авторский гаражный проект.

    Драматургом, написавшим эту историю для театра, стал тольяттинец Александр Арндт, а музыку к новой юбилейной постановке сочинил художественный руководитель «Дилижанса» Виктор Мартынов. На этот раз музыка играет здесь особую роль, обрекая зрителей и артистов на ту простецкую, не кудрявую душевность, которая вырастила в Тольятти немало поколений грушинцев. Да, композитор Виктор Мартынов поет нам сам под гитару в эпиграфе к истории Сереги. Поет про город и про завод в степи в той доверительной бардовской манере, к которой пришел на этот раз, уже перепробовав раньше, в других спектаклях, все музыкальные стили и направления. А потом доверяет печальные финальные строки песни главному герою пьесы Сереге – Петру Зубареву – и его дружеской гаражной четверке. И песня вновь расставляет главные акценты спектакля.

    Жили-были

    Играть на сцене век восемнадцатый или погружаться в истории из девятнадцатого, адаптируя под себя проверенную временем классику, мне кажется гораздо меньшим испытанием, чем переносить зрителей во времена, в которые многие из них вот только что жили-были и сами. Тут главное не сфальшивить, не перебрать с советскими штампами, не опуститься до плаката. И нам, похоже, повезло: и фотограф (артист Максим Никлус), и мастер цеха шасси (Рустам Фазулов), и радиолюбитель (Павел Зотов), и старший товарищ Сереги Михалыч (Олег Андюшкин) в общем не сплоховали, даже на фоне пьесы без крутого драматургического замеса.

    Спектакль, как и положено истории из гаража, получился мужским. И симпатичный женский квартет Ирины Храмковой, Екатерины Федощук, Аси Гафаровой и Кати Мироновой легко разошелся на эпизоды, лишь намекая на личные драмы и вехи Серегиной жизни.

    Неюбилейная тоска

    Из декораций – скелет пустого гаража. Из ярких костюмных примет времени – клеши. Из светлых мечтаний того еще патриота – всего одна, да и та не сбывшаяся: машину производства Волжского автомобильного завода член гаражного кооператива Серега так и не купил. Да и гараж в конце концов продал.

    Из песенного финала – неюбилейная тоска про то, как ВАЗ без нас. Из вербальных достояний прошлого – непридуманные цитаты из пьесы Саши Арндта, которые когда-то не для красного словца без стеснения и пафоса звучали во времена восходящей вазовской эпохи: «Завод для меня – это все…»

    Сейчас уже так не говорят. Может быть, поэтому Саша Арндт был таким грустным на премьерном показе собственной пьесы…

    Марта Тонова, «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
    Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»