От пластики до моно: «Дилижанс» показал себя не только популярным, но и универсальным театром
Завершившийся 15-й фестиваль «Премьера одной репетиции» получился все-таки необычным, начиная с того, что финансирование, при отсутствии грантов, обеспечило местное сообщество. И заканчивая тем, что в конкурсной программе не оказалось работ иногородних режиссеров.
Вот в прошлом году многие затруднились с выбором лучшего спектакля, как-то всё вроде ничего, но… Выдающегося не было. А в этот раз сомнений нет, при всем разнообразии выбора.
Важной мне показалась фраза одного из зрителей во время обсуждения спектакля «…Час, когда я полюбил подушку»:
– Девиз этого фестиваля – «Популярный театр», но можно смело дать ему другой – «Универсальный театр».
Это так и есть. Художественный руководитель и автор идеи фестиваля Виктор Мартынов обмолвился:
– Мы можем, если захотим, взять в репертуар и все шесть эскизов…
Лично я бы взяла ровно половину. Потому что они совершенно разные и сложно было бы сравнивать именно их между собой. Первым и в порядке показа, и в актуальности для репертуара ТЮЗа и я, и, как оказалось, большинство голосовавших зрителей выбрали эскиз Алёны Савельевой по пьесе Анны Гейжан «Эльфы, орки и другие жители Вологды». При этом резюме из зала звучало такое:
– Зачем нам Вологда? Убрать из названия, пусть будет Тольятти…
Драматург из Москвы Анна Гейжан много работала с вологодскими подростками, проводила мастер-классы, учила писать пьесы. Поэтому, возможно, в ее произведении множество особых топонимических деталей и фишек, связанных именно с этим городом. Алёна же, хоть и непросто ей пришлось, заменила эти фишки на местные, очень удачно.
В начале эскиза пустила небольшое видео еще советских времен, воспевающее «город будущего», каковым виделся Тольятти в 70-е годы. Когда еще не родились даже родители героев пьесы. Это подростки, вполне понятно озабоченные своим будущим. Пока еще они эльфы – «светлые существа, вечно молодые и прекрасные, как снаружи, так и внутри», так описывает их фэнтези.
Но если они останутся в городе, Вологде или Тольятти, если не уедут в Питер или Москву, судьба им стать орками, «примитивными существами, созданными из эльфов, никогда не видевших звезд». А в столице они станут людьми…
Такая вот интересная фабула, необычное, в стиле фэнтези, решение пространства. Удивительно вписавшиеся в свои образы Павел Зотов – выпускник школы, эльф, «обдумывающий житье», и его отец-орк в исполнении неподражаемого Олега Андюшкина. Забавный, трогательный, немного сказочный при реализме топографических деталей получился спектакль. И главное, что отметили обсуждавшие, очень ТЮЗовский. Ведь подростки – приоритетная категория зрителей «Дилижанса». В общем, вполне закономерно этот эскиз победил и взят в репертуар на будущий сезон.
Но я взяла бы и балет чувств Александра Кудрявкина «…Час, когда я полюбил подушку». Может, только изменила бы название, как и в предыдущем случае. Само определение жанра тоже несколько вычурно. На самом деле это пластический спектакль, где выразительным языком являются движение, музыка, свет.
Удивительно то, что и пьеса, и музыка, и декорации – всё создано и разработано одним человеком, которого считают, пожалуй, самым необычным и креативным в труппе. И именно в пластической постановке Александр реализовался как никогда полно – сделали вывод зрители.
В эскизе практически нет слов, но драматический сюжет считывается вполне. В общем-то, он про жизнь, жесткую реальность, в которой не так, как мечталось, про скоротечное время и уход в вымышленный мир, в грезы, в подушку. И я не думаю, что эскизу заказан путь в репертуар, ведь такого спектакля не было еще у «Дилижанса». А спектакль, по мнению высказавших свои мнения зрителей, фестивальный:
– Его можно показывать даже на международной сцене, так как он не нуждается в переводе, понятен без слов…
Впрочем, высокое зрительское жюри, как и профессиональные эксперты, эту работу оценило высоко. Так, лучшими актерами фестиваля названы Мария Радыгина и Александр Кудрявкин, который не только поставил эскиз, но и играл в нем главную роль. А Мария поразила всех своей пластикой и гибкостью и в «…Часе, когда я полюбил подушку», и в другой конкурсной постановке – «Жизнь нараспашку» Екатерины Федощук по рассказам Куприна.
Третий мой фаворит – эскиз Ирины Храмковой «Анна Вронская». И он стал бы украшением репертуара ТЮЗа, третьим моноспектаклем в нем.
– Моноспектакль – это ужасно трудно! – призналась актриса, в часовой собственной интерпретации известнейшего романа Толстого, по сути, лично передо мной полностью реабилитировавшая Каренину. Не любила, не понимала ее, никогда не перечитывала этот, на мой взгляд, ужасный роман…
А Ирина создала живую для меня женщину, акцентировав и сдвинув сюжет ближе к концу, к ужасу одиночества и разочарованию. Впрочем, не только я, но и профессиональные критики отдали должное этой работе. Кстати, оценивали фестивальные эскизы известная нам и полюбившаяся за тонкость восприятия и подробность разбора Оксана Кушляева из Санкт-Петербурга, а также более лаконичная эксперт конкурса «Золотая маска» Екатерина Рябова из Кирова.
По их мнению, упрощенно, спектакль требует доработки, а роль – цельная, практически готовая, не повторяющая множества избитых образов киношных и сценических воплощений самыми известными актрисами. Поэтому Ирина Храмкова удостоена специальной номинации «Приз критиков» и как актриса, и как режиссер.
Были и другие награды. Молодой актер «Дилижанса» Никита Черных стал лауреатом спецпремии «Яркий театральный дебют». Если не ошибаюсь, он недавно работает в театре и впервые принимает участие в фестивале. Но уже успешно справился с главной ролью в эскизе «Штосс» Татьяны Сундуковой по незаконченной повести Лермонтова. На мой взгляд, эскиз тоже вышел незаконченным, хотя зрители его очень хвалили.
Еще две конкурсные постановки, на сей раз не получившие наград, также созданы актерами «Дилижанса». И они содержали интересные, имеющие потенциал детали: где-то игра актеров, где-то интересные решения мизансцен и сценического пространства. «Жизнь нараспашку» по Куприну особенно интересна, по-моему, своей центральной частью по цирковому рассказу «Allez!»
«Неточка» Екатерины Зубаревой хороша своей графичной черно-белой грустью и неуловимой питерской атмосферой, иллюстрируемой тягуче-скорбной скрипичной музыкой. А еще прекрасной игрой Илианы Хитяевой, создавшей несколько очень разных образов героинь.
Помимо гостевой и конкурсной программы в этом фестивале, кажется, впервые, прошла программа лабораторная. Молодежный драматический театр Тольятти и театр «Мастерская» из Самары показали свои эскизы, но не с актерами «Дилижанса», а со своими.
Поэтому они не конкурировали, хотя ожидали профессионального разбора и экспертной оценки. Ее получил Антон Шибанов из МДТ – в номинации «За поиск своего голоса», за эскиз «Шоу имени другого» по пьесе Андрона Восхожденского. Андрей Галкин и Леонид Боровиков из Самары стали лауреатами спецноминации «За актерский дуэт» в эскизе Романа Нарцева «Эмигранты» по одноименной пьесе Славомира Мрожека.
Вывод из итогов фестиваля напрашивается тоже необычный и неожиданный. Не перейдет ли фестиваль «Премьера одной репетиции» на некий новый уровень?
Или не отпочкуется ли от него новый фестиваль, с участием исключительно собственных режиссеров «Дилижанса»? А что, они могут. Могут ставить самые разные жанры, действительно достигнув, пожалуй, высшей степени мастерства – универсальности!
Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»