А может, на автовокзал чиновников переселить?

демонтаж здания Центрального Автовокзала
фото: «Вольный город Тольятти»

В этом году возле многострадального автовокзала на улице Родины появилась невзрачная (похожая на коробку с дверьми и окнами) постройка темного цвета. Как выяснилось, соорудил его новый собственник, при этом частично разрушив старое здание, в котором горожане на протяжении нескольких десятилетий коротали время в ожидании рейсов в Самару, Сызрань и другие города. Теперь пассажиры с сумками в основном располагаются на улице, ёжась от холода и ругая допустивших такую разруху чиновников…

постройка возле здания Центрального автовокзала
фото: «Городские ведомости»

Периодически «Вольный город» напоминает местным чиновникам о местах, за которые стыдно, причем центральный автовокзал занимает одно из первых мест в этом печальном списке. В последний раз мы приезжали сюда в апреле, когда эта самая темная коробка еще только начинала возводиться. Сразу скажем, что за восемь месяцев лучше не стало, а осенне-зимняя серость заставляет смотреть на автовокзал еще более печальным взглядом.

– Внимание, пассажиры! Начи… Бр-бр… Ш-ш-ш.., – система звукового оповещения, видимо, находится в столь же печальном состоянии, что и всё здание, поскольку разобрать, какую именно информацию пыталась донести до ожидающих дежурная по вокзалу, оказалось невозможно.

Вообще, возле автовокзала было немноголюдно. С десяток пассажиров (многие ездят, используя сайты поиска попутчиков) и пара-тройка таксистов, пытавшихся переманить клиентов. Один из них, завидев меня, начал приближаться, и, не дойдя шагов десять, закричал:

– В Самару едем, в Самару! Недорого! Поехали, мужчина…

– А сколько стоит? – спрашиваю.

– Четыреста! Сейчас еще троих найдем и поедем.

люди у здания автовокзала в Центральном районе

С учетом того, что в машину всего помещается четыре пассажира, а меня уже посчитали, получается, что других желающих нет. Впрочем, и время было не самое оживленное – около трех часов дня.

– Начинается поса…, – снова прошуршало из громкоговорителя.

Само здание выглядит очень непривлекательно, тем более что при постройке упомянутого уже павильона в виде коробки уличную часть автовокзала (ту, где можно было подняться на второй этаж) разрушили, правда, не до конца. Часть объекта обнесена забором, и непонятно, с какой целью. Предположений два: первое – близко подходить опасно, поскольку может что-нибудь упасть на голову; второе – будут ломать дальше.

Мы решили заглянуть в окно построенной недавно коробки, увидев, что одно из помещений там оборудовано под кассовый зал. Неужели еще один автовокзал собираются открывать? Их ведь и так уже два – старый полуаварийный и маленький синий, который сейчас не функционирует. Значит, будет три, причем ни одного нормального, достойного почти 700-тысячного города…

здания старого и нового автовокзалов в Центральном районе

Несколько месяцев назад на место стройки и одновременного разрушения приезжали тольяттинские чиновники и депутаты, причем тогда было заявлено, что модульный объект (то есть коробка) возводится незаконно, и якобы достаточно оснований для обращения в суд с требованием сноса. Как мы видим, до столь радикальных мер дело пока не дошло.

Кстати, недавно в соцсетях (точнее, в считающейся мэрской группе «Город Тольятти») местная жительница, представившаяся Ланой Варламовой, задала вопрос о дальнейшей судьбе автовокзала, адресовав его чиновникам администрации. Позже ей пришел ответ без подписи, но в официальном стиле:

– Сообщаем, что 30 декабря 2020 года состоялись торги, в результате которых автовокзал по улице Родины, 1Г был продан физическому лицу. По предварительной информации, полученной в рабочем порядке, собственник планирует привести здание в надлежащий вид, а также сохранить основной вид деятельности объекта.

Ответ тольяттинку удовлетворил не в полной мере.

– Если у магазинов мусор лежит, так администрация тут как тут – штраф на директора. А руины под названием «автовокзал» никому не интересны. В нем даже опасно находиться – потолок того и гляди обвалится. И ленточка красно-белая не поможет, если кому-то на голову прилетит.

Видимо, мнение Ланы Варламовой разделяют и другие тольяттинцы, поскольку лишь часть из них предпочитает дожидаться транспорт в теплом, но внушающем страх помещении, а остальные расположились прямо на улице, расставив сумки и пакеты на скамейках возле автобусной площадки.

Когда мы подошли, как раз начиналась посадка на рейс до Инзы через Сызрань и Кузоватово. Народ оживился, стал сгребать в кучу багаж…

– Извините, а вы в здании не стали греться, потому что там небезопасно? – спросил я у одной из пассажирок.

– Потому что не замерзла я! – ответила женщина.

– Никто, что ли, не замерз? – обращаюсь уже ко всем. – Хорошо, тогда просто скажите, что думаете о состоянии автовокзала?

– Позорное состояние! – ответил мужчина, представившийся Иваном Митрофановым. – Такие дорогие объекты в городе строят, а здесь не могут порядок навести. В деревню какую-то превращаемся! Не могут сами – пусть коммерсантам отдадут, но с условием, что здание в порядок будет приведено. Именно это здание, безо всяких коробок вокруг!

– Так вот его и продали!

– Значит, не тем продали. Я считаю, что человек, который такие объекты покупает, должен всей душой болеть за город и ценить его историю, а не только о прибыли думать.

Наш разговор прервал торопившийся в Инзу водитель:

– Заходить будем или нет? Не видите – я докурил уже!

– А вещи куда девать? – спросил кто-то из пассажиров.

– В салон берите. Вы где-то у меня багажник видите?

Вздохнув, люди начали размещаться в небольшом микроавтобусе. Приучили нас уже к тому, что комфортабельный междугородний транспорт остался в прошлом, а теперь тот, что есть, соответствует условиям ожидания. Заходивший в салон Митрофанов посмотрел на меня и добавил:

– Надо чиновников из мэрии сюда переселить! Вот потеха-то будет!

Добавим, что на днях городские власти обсуждали судьбу еще одного исторического объекта – мозаичного панно «Радость труда», расположенного на улице Революционной за дворцом спорта «Волгарь». В свое время рядом с этим 50-метровым (если в длину мерить) памятником был небольшой парк, а сейчас пустырь и разруха.

Панно на протяжении многих лет разрушается, а территорию рядом с ним давно облюбовали коммерсанты. Тем не менее, периодически лучики света пробиваются. К примеру, на сей раз представительница ТГУ Мария Степанова показала мэру (он хоть и в отпуске, но на мероприятии присутствовал) и другим участникам наработки архитекторов, связанные, в том числе, с обустройством прилегающего к стеле пространства.

– Один из архитектурных символов нашего города по прошествии лет утратил былую привлекательность и нуждается в восстановлении, – подчеркнул Николай Ренц. – Здесь воплощены размышления художника о том, в чем состоят счастье и смысл жизни каждого человека. Это часть истории Тольятти, изюминка его архитектурного облика. И мы не можем позволить себе утратить это удивительное произведение искусства.

Впрочем, о том, что конкретно предлагается сделать в плане спасения памятника и в какие сроки, пока неизвестно. Кроме того, городские активисты считают, что не совсем правильно обсуждать столь важный вопрос без присутствия общественности.

Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 47 (1380) 03.12.21