А что в наследство?

студенты института на балу
фото: Поволжская академия образования и искусств

Пресс-конференция «Высшее музыкальное образование в Самарской области: подготовка кадров» в бывшем Поволжском православном институте Святителя Алексия Московского (ныне Поволжской академии образования и искусств имени Святителя Алексия Московского) пришлась на веселый студенческий праздник – Татьянин день.

Без медовухи

Новостные ленты России 25 января радостно процитировали поздравление президента страны, в котором Владимир Путин советовал студентам «медовухи в Татьянин день пить меньше». Для тольяттинского православного вуза этот совет, пожалуй, оказался излишним. Говорят, что молодые люди, поступив учиться сюда, как-то очень легко забывают о никотине и алкоголе. Так что традиционной Татьяниной медовухи, в отличие от праздничного репертуара всех иных вузов, в академии не было никогда.

Но праздник есть праздник. И с утра в академии начался красивый студенческий бал, а параллельно и почти так же празднично включила журналистов в работу сама пресс-конференция. Ее открыл ректор Поволжской академии – протоиерей Дмитрий Лескин.

– Мы собрались, чтобы сказать об очень важном начинании, о нашем новом направлении совместной деятельности, в которую вовлечено и правительство Самарской области, и администрация городского округа Тольятти, и наш Поволжский институт, и вузовское сообщество региона. Мы будем говорить о музыкальном и высшем музыкальном образовании, об его перспективах в нашем городе. А значит, и во всем Самарском регионе.

Новый факультет

Озвученная в прессе новость состояла в том, что Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского планирует открыть консерваторский факультет и хочет получить лицензию программ специалитета классического музыкального образования «Искусство концертного исполнительства и музыкально-театральное искусство». А правительство Самарской области и городские власти поддерживают это решение как попытку спасти Тольяттинскую консерваторию, сохранив ее опыт, студентов и кадры.

Нельзя потерять

– К сожалению, наше законодательство строго определяет полномочия органов местного самоуправления и все более строго следит за их исполнением, – сказал журналистам глава Тольятти Николай Ренц. – В рамках этих полномочий муниципалитетам не дано права осуществлять финансирование, потому что высшее образование входит в полномочия субъекта федерации. Но мы вновь убедились в том, что не одиноки и что культурная жизнь Тольятти небезразлична руководству Самарской области, губернатору Дмитрию Азарову. У всех есть понимание: созданный 30 лет тому назад такой продукт, как наша консерватория, потерять нельзя. И мы совместно с Дмитрием Игоревичем нашли, на мой взгляд, взаимоприемлемый вариант, который позволит сохранить этот объект культуры как таковой. Мы нашли способ помочь студентам продолжить образование… Мы идем по тому пути, что подобное музыкальное образование будет реализовываться в стенах академии. Я рад, что руководство консерватории и Евгений Николаевич Прасолов, для которого консерватория как родное дитя, которому он отдал значительную часть своей жизни и очень много сил, здоровья, эмоций, тоже согласились с таким, безусловно, непростым, но важным решением. По сути, мы не только не теряем ничего, мы очень многое приобретаем.

До пятого курса далеко

Спасти – дело хорошее. Даже очень. Правда, совсем недавно консерватория как вуз уже была спасена решением губернатора Дмитрия Азарова. Возникает эффект дежавю.

Восстановленной консерваторией была получена лицензия, пройдена аккредитация, куплены новые музыкальные инструменты, отремонтировано одно из консерваторских зданий. А самое главное – состоялся новый набор абитуриентов и началось обучение 25 студентов, которые сегодня – только на втором курсе. То есть до пятого им еще далеко. К тому же ребята поступали именно в консерваторию и планировали получить высшее музыкальное образование в конкретном, выбранном ими учебном заведении в Тольятти.

К счастью, закон по-прежнему на стороне этих второкурсников. Где они продолжат учиться до получения диплома, будут решать они сами. Зато новый набор осенью 2022 года в Тольяттинской консерватории проводиться уже не будет, поскольку и «студенты Тольяттинской консерватории смогут продолжить обучение на консерваторском факультете Поволжской академии образования и искусств», да и новые абитуриенты тоже вправе выбрать новый консерваторский факультет.

Намерения есть, лицензии нет

Вот только пока лицензии на новые, заявленные на пресс-конференции программы факультета академия еще не получила. Сложная, долговременная процедура даже не начиналась. Аккредитации нет. А до начала нового учебного года всего несколько месяцев. Только чудесное Божье благословение сможет так резко упростить процедуры, которая в образовании обычно затягиваются на очень долгие месяцы.

Можно ли говорить о том, что студенты Тольяттинской консерватории смогут продлить образование, а абитуриенты начать обучение в академии с первого сентября нынешнего года, большой вопрос. Даже при энтузиазме, с которым за дело взялись соратники и единомышленники основателя Академии Дмитрия Лескина, начать процесс лицензирования до поры они все равно не могут. Ведь министр культуры Самарской области Татьяна Мрдуляш призналась на пресс-конференции, что пока ни одного подписанного на этот счет документа в правительстве Самарской области нет:

«Дело в том, что это очень сложный процесс, и пока что он находится в проработке. Вопрос финансирования – в стадии проработки. И озвучивать пока нечего. Но у нас есть время до того, как в академию на консерваторский факультет придут первые студенты. Это нормальный процесс – сначала проработать, а потом сделать».

А по поводу ликвидации юридического лица – преобразования ждут консерваторию только тогда, когда студенты, которые сейчас учатся, выберут, куда они будут переводиться.

Исполнитель или учитель?

Родное «дитя» Евгения Прасолова давало выпускникам средних специальных учебных заведений (а только они в принципе имеют право поступать в консерватории) квалификацию исполнителя. Новый факультет академии будет давать квалификацию учителя музыки в общеобразовательных школах и музыкальных руководителей в детском саду. Разница существенная.

В консерваторию или на факультеты музыкального профиля институтов абитуриенты идут за разным уровнем подготовки. Будущий оркестрант и завтрашний учитель готовятся по-разному. Исполнитель – продукт действительно штучный. Плюс к тому сегодня ни у кого нет гарантий, что на струнное отделение нового факультета поступят именно те струнники, которые нужны будут для обучения ансамблевой игре. Вдруг среди абитуриентов просто не окажется, например, виолончелиста? Значит, ансамбль не случится, и учебная программа выполнена не будет. Ну не брать же, в самом деле, на уроки взаймы виолончель вместе с виолончелисткой из симфонического оркестра! Еще сложнее стоит вопрос с будущим учебным оркестром.

Кто именно поступит в академию, пока не знают даже уважаемые Дмитрий Лескин и Татьяна Мрдуляш. Но и им, и городу нужно честно и реалистично оценивать тот факт, что консерватория и консерваторский факультет – совсем не одно и то же.

А что в наследство?

И хотя «наследства» в полном смысле этого слова у Тольяттинской консерватории, в общем-то, нет (во-первых потому, что она пока еще официально жива до своего последнего студента, а во-вторых, все здания и помещения ей не принадлежат, а находятся в безвозмездном пользовании), говорить о том, где именно будут проходить занятия на консерваторском факультете и на каких музыкальных инструментах будут играть студенты, сегодня самое время. И тут придется сказать о том, что бывший Поволжский православный институт, нынешняя академия, институт частный. Иначе говоря, автономная некоммерческая организация высшего образования. А обучение в ней финансируется вовсе не РПЦ, как думают многие, а государственным бюджетом. Редакции стало известно, что именно в связи с этим фактом Минюст и предложил вузу сменить название, убрав из него слово «православный», дистанцируя государство и церковь.

Закономерный вопрос: можно ли передавать муниципальные площади и музыкальные инструменты частному вузу? Оказывается, уже можно. Тольяттинская городская дума приняла соответствующие поправки на этот счет.

Так или иначе, Тольяттинская консерватория вступила в свой период «дожития». Насколько болезненно или легко пройдет этот период для студентов и профессуры, покажет время.

Удастся ли полноценно реализовать планы по открытию и развитию высшего музыкального образования на новом факультете академии, оценят не оркестры и музыкальные театры, а школы и детские сады.

Факт

Консерваторский факультет в академии возглавит нынешний ректор тольяттинской консерватории Евгений Прасолов.

Наталья Харитонова, газета «Площадь Свободы»