5 мая: На святого Луку высевают лук

Отчего наш месяц май прозывают месяц Ай? Оттого, что и тёпел, и холоден. Днём солнышко, а ночью бывает – ай! – какой морозец. Бывает май – под кустиком рай, а то и такой май: коню сена дай, а сам на печь полезай или зимний тулуп надевай!

4 мая – Прокл

«На Прокла нечистую силу проклинают».

Пустое, но весьма и весьма затратное это дело – проклинать её! Это всё равно что керосином костёр тушить. Она только слову Божию поддаётся, только перед Ним, Господом Богом трепещёт.

Вы думаете, кто придумал это: на Прокла проклинать-то? Священники? Сами колдуны и знахарки! Затратное для крестьянина, но зело выгодное это дело для местных колдунов и знахарок. По сравнению с нынешними заработки у них тогда были скудные: многое ли слупишь с бедного селянина, еле сводящего концы с концами? А ныне вон в городах пекущиеся о своём здоровье и успехе в делах десятками, а то и сотнями тысяч с целителями-то рассчитываются.

5 мая – Лука

Селянин и на сей раз приспособил Святцы к своим нуждам, связав апостола Луку с луком: «На святого Луку высевают лук». Как раз приспело высевать эту ценнейшую и полезнейшую огородную культуру в крестьянской жизни.

Потому как: «Лук от семи недуг». «Лук семь недугов лечит, а чеснок семь болезней изводит». А к тому же «Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят». А это вот уже совсем панацея: «Лук да баня всё правят».

Вот и перечислен весь «арсенал» лечебно-медицинских средств русского крестьянина. Остаётся только добавить ещё печь («На русской печи и ноги, и спину лечи») да излечивание простуды картофельным паром.

6 мая – Егорий вешний. И он же Егорий храбрый

«На Егорья дождь – скоту лёгкий год».

«На Егорья роса – будут хороши проса».

8 мая – Марк

Это вот, сказывают, не только самаролукские мужики ведали: «На Марка бабам в избе жарко». А посему такое вот наставленьице от стариков:

Ночью бдеть мужьям пристало,
Чтобы жёнка не сбежала.
От чужой её спасая ласки,
Вешай вожжи для остраски!

Да не где-нибудь в закутке, а на видном-видном месте! Ну не педагогично ли?

Не больно-то на домового надейся с его предупреждением будущему рогоносцу: «Не спи!». Потому как некоторые смышлёные бабёночки давным-давно «перевербовали» его, прикормив сладенькой кашкой на загнеточке и прилучив другими соблазнами-прелестями. Ну, к примеру, уж дюже охоч он, сказывают, до конопляного маслица. И всего-то и надо – ложечку-другую разлить его (духмянного-духмянного!) по упечной полочке. Вот он и «скоррумпировался»!

9 мая – День поминовения усопших воинов

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (4. Х11. 1994 г.) установлено совершать в День Победы – 9 мая особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Забыть ли тот славный мартовский денёк «денежно-реформенного» сорок седьмого, когда я, будучи тогда первоклассником, выстоял не менее чем двухчасовую очередь в нашем сельмаге, что располагался на первом этаже ныне знаменитого на всю округу «чукинского дома», и получил из рук нашего бессменного продавца Савватьича кирпич черного хлебушка. Боже мой, такого упоительно пахучего! Ну как было не проверить, а что там внутри-то? Ущипнул разок, потом другой… И третий! И пока по сугробистому проулку добирался до дома – в нём образовался чуть ли не грот! Помню, матушка укоризненно-укоризненно посмотрела на меня, но смолчала. Забыть ли этот взгляд и это умолчание?.. Как и рассказ отца о застрелившемся молодом солдатике.

Случилось это в Белоруссии в сорок четвёртом (в ходе операции «Багратион», название которой в то время отец, конечно же, не знал), когда после многодневного наступления, наконец-то, остановились на передышку. Ну во время наступления, особенно многодневного, полковая кухня, конечно же, отстаёт, так что солдатики в тот раз шибко-шибко оголодали. И надо же было кого за хлебом на весь взвод послать?! Молодого, недавно прибывшего солдатика, ещё не отвыкшего хоть и от скудного по военному времени, но всё же домашнего стола. Не удержался, бедолага, весь взводный паёк спорол. И застрелился…

А сколько других страшных историй из фронтовой жизни доводилось нам, мальцам, от отцов, дядьёв и просто односельчан услышать. Это когда они в своём кругу откровенничали, а «не при бабах». Ну тогда у нас нервишки-то крепкие были, а ныне вот эти приходящие на ум воспоминания фронтовые старческие глаза непрошеной слезой увлажняют (и вот в эти минуты, когда я набираю на ноутбуке этот текст!). Боже мой, Боже мой, сколько горя и лишений пришлось перенести нашим отцам и дядьям и нашим матерям и тёткам за эти четыре года!

10 мая – Семён-ранопашец

«Не ленись с плужком – будешь с пирожком».

«И споём, и спляшем, когда пашню вспашем».

Всё, закончилась у молодых селяночек более-менее спокойная жизнь. Это – которые под бочком у любимого муженька поутряни полежать-понежиться за зиму-то приобыкли. Солнышко ранним утром ещё только-только «ушки показало», а на улице, как во время пожара, гомон поднимается. Не выспавшиеся коровушки (тоже за зиму-то обленились!) обиженно ревут, овцы блеют – все недовольные-недовольные. И будто в унисон с ними и хозяюшки, выгоняя их на поскотину, тоже голосят. А она, бедненькая, вскочила – не знай, за что хвататься. Коровку наскоро подоила и намётом-намётом гнать её за отбывающим на пастбище стадом под понимающе-насмешливыми взглядами «старших подруг».

Весна в самом разгаре. Вот и последние эмигранты-иммигранты прибыли. Один другого краше. Это вам не какие-нибудь грачи – они птицы видные! В их красочных облачениях от хищников только теперь можно и есть где скрыться-спрятаться: луга в цветах, а кусты в густой зелени. Это – красавцы-красавицы иволги, сиренегрудые варакуши, зелёно-голубые сизоворонки. Ну и, конечно же, кокетки трясогузки. Выйди в огород – она тут как тут! Такой бы только на сцену да степенных мужиков – отцов семейств во грех вводить.

Анатолий Солонецкий,
Газета «Ставрополь-на-Волге»

женщины сажают дед играет на гармони

фото: loopit.in