29 июня – Тихон: Затихают певчие птицы, кроме соловья

соловей поет на ветке дуба
Соловей

29 июня – Тихон

«На Тихона солнце идет тише». Затихают певчие птицы. Окромя соловушки. Он до Петрова дня никак угомониться не может. Все самцы птичьего рода теперь каждую минуту в заботах о потомстве пребывают – до песен ли тут! А соловушка наш, как тот Дон Жуан, семейными обязанностями, видно, не больно-то шибко себя обременяет.

В послевоенные годы об эту пору продолжалась ягодная страда (не садово-ягодная-то). Нынешняя детвора вряд ли выдержала бы такое. С раннего утра и до часов четырех дня продолжалась она, пока полное ведро полевой клубники не наберешь при тридцати с лишним градусной жаре и в окружении тучи мошкары. О, как она досаждала селянам в послевоенные годы, пока обработкой с воздуха посевов не вывели ее. По селу ходили в масках с марлевыми сетками или с горелками в руках для отпугивания ее.

30 июня – Мануил

«Мануил взял да солнышко и остановил». В этот день солнышко не только замедляет свой ход, а как бы застаивается. Постоит-постоит, а потом как под гору покатится: «Лето на жару, а солнце на зиму».

Вот и заканчивается первый месяц лета. Батюшка июль на дворе. Древние римляне назвали этот благословенный месяц в честь Юлия Цезаря. Древнерусское же название его – липец. В это время на радость пчеловодам и пчелкам липы цветут. По всем лесам и урочищам распространяется этот ни с чем не сравнимый благоухающий аромат.

Величали этот месяц на Руси еще грозовиком: грозы в эту жаркую пору такие, что лошади ушами прядают, а коровы от страха даже приседают. А еще жарником называли (до того, как климат из-за ГЭС у нас резко поменялся, весь июль да и в августе жара стояла неимоверная – ниже 30 градусов температура не опускалась); страдником (время сенокоса и начала уборочных работ); серпенем (зажин ржи); сенозарником (в ранние зори утреннее сенцо косят. «Коси, коса, пока роса; роса долой – и мы домой»).

Вот поговорки и приметы этого месяца:

«Разворковались голуби – к хорошей погоде».

«Грачи вьются высоко стаями и стрелой опускаются на землю – будет дождь».

«Багровые зори – к ветрам».

«Ранний щебет жаворонков – к хорошей погоде».

А вот поговорка и июльская: «В июле на дворе пусто, да в поле густо». Что верно, то верно: в домах об эту пору одни ветхие старушки да ребятня, которая от коршунов цыпляток сторожит, капустку от козляток в огороде хоронит, а подсолнухи от воробьев спасает.

«Клевер сближает свои листочки и наклоняется – перед ненастьем». Еще со времен бабани моей незабвенной Матрены Емельяновны три кустика этого растения в огороде в укромном уголке произрастают. Не надо никакого барометра!

«Утром сильная роса и туман – к хорошей погоде». Любил покойный родитель мой Николай свет-Алексеевич такие росы да туманы-то июльские. Бабенки, бывало, аж запричитают: «Ой, дождик будет – все валки сгниют». «Не боись, бабоньки!» – угомонит он их. И в самом деле, уже в восьмом часу утра развиднеется, а в девятом всю эту росу солнышко как корова языком слизнет.

А вот ясное-преясное утречко тятяню беспокоило. Народные месяцесловы своего старшего сыночка он не читал, но доподлинно знал: «Сильная роса – к вёдру, а сухорос (нет росы) – к дождю».

«Глухой гром – к тихому дождю, гулкий – к ливню». Любят селяне глухой гром-то, как красная девица любовный шепот в ушко. Ливень – он как конный разбойник: налетит, все расколошматит, прибьет, а вода по низинам растечется. Под тихим же дождичком-то растительность блаженствует! И вся влага в почве.

А вот этой примете не дай бог сбыться: «Гром беспрерывен – будет град». Эта напасть хлеще утреннего заморозка: от него загодя, еще с вечера, можно схорониться, прикрыв саженцы овощей старыми ведрами, корчажками и т.п. А град налетит внезапно – не прикроешься. А какой урон нанесет! Все-все к земле прибьет – начинай все заново рассаживать…

1 июля – Федул

«Федул на двор заглянул – пора серпы зубрить».

Взялись мы как-то с внуком в заброшенном углу сада перестоялую траву жать. Я зубренным серпом, внук – простым. Через некоторое время наш несмышлеха изумился: «Дедуля, а почему у тебя лучше режет?» Пришлось разъяснять, что зубрежка, она не только по химии или по тригонометрии хороша – работа весьма и весьма надсадная! Нет, недаром это словечко (зубрить) еще с незапамятных времен в школярский лексикон вошло.

2 июля – Зосима и Савватей

Покровители пчел – этих вот уж воистину Божьих тварей любимых. Это единственное насекомое, никому и ничему не приносящее зла (в отличие от ос, мух, гнуса, оводов, комаров, блох, саранчи и т.д., и т.п.). Ни из кого ни кровь, ни соки не сосет, а нектар для медка – он растениями специально выделяется.

Не без гордости повторюсь. В моем роду по линии отца, где и по линии деденьки Алексея, и по линии бабани Дарьи все были исконные бортники и пчеловоды. Так что эти святые в нашем роду почитались сразу после Миколы Милостивого.

Анатолий Солонецкий, газета «Ставрополь-на-Волге»