21 июля – летняя Казанская
Старушки и старички обеденку праздничную служили, в молитвах не только об отпущении грехов своих истово и усердно молились, но и о благоденствии и здравии родных и близких.
А все трудоспособное население в поле было. Потому как, по Далю, «На Казанскую зажин ржи». Начало уборочной кампании!
Ну, почто на старости лет прадедушке Толе, в 80-летнем возрасте пребываючи, лгать и лицемерить?! Вот как вспомню уборочную страду в нашем селе в годы моего детства, отрочества, а потом уже и юности, на сердце радостно-радостно делается. Ей-богу, все эти два с половиной месяца для нашей молодежи сплошным праздником были! Ну, когда детьми и отроками были – это работа на току. Помогали взрослым затаривать мешки с зерном и на бортовую автомашину загружать. Ну в общем-то, это будни. Праздник наступал, когда мы на этой по самые борта загруженной мешками с зерном автомашине с радостными возгласами отправлялись в Брусяны или Осиновку на разгрузку. Там уже стояли баржи, готовые принимать это зерно.
Тогдашние руководители колхозные дядя Вася (Василий Трофимович) Дикушин и дядя Саша (Александр Сергеевич) Маркин частенько попрекали приезжих шоферов: «Вы чего больше возите: зерна или ребятни?»
А вот как подросли да отроками и юнцами стали, интерес-то у нас переместился. Прельстительнее стало трудиться вкупе и желательно вот уж воистину бок о бок с присланными на уборку из того же Отважного-Жигулевска, из того же Зольного, из той же Солнечной Поляны девчатами.
А забыть ли обеды на полевом стане? Кусок мяса во щи тороватые стряпухи колхозные клали чуть ли не в полкулака мужицкого размером! А каши с маслом! Не с постным – со сливочным! Воочию было видно, как большими уполовниками уснашали они в котле кашу-то этим маслом!
25 июля – Прокл – великие росы
«На Прокла поле от росы промокло».
Ох, как бывало, на Прокла и в последующие росные утра было отрадно во след за отцом косить траву-мураву – по утренней росе.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой – и мы домой.
Хотя это больше мечтательно, потому как и после того, как роса спадала, ни траве, ни рукам пощады не давалось.
В этот день старушки-знахарки и ведуньи собирают так называемые капельки целебные росы для домашнего врачевания.
Не знаю, верно ли, но, по их заверениям, прокловы росы – наилучшее средство от сглаза. Сверстники мои наверняка помнят, как хранили бабушки эти росы в маленьких пузыречках и как они окропляли этой водицей под слова православно-христианской «Песни Пресвятой Богоpодице» раскричавшихся среди ночи внуков и правнуков.
И утихали же ведь! Что тут больше действовало: роса или христианская «Песнь», поди разберись…
Что творится на белом свете! Вон по телеку сообщают: в Индии слоны по их кишлакам почем зря шастают. На Дальнем Востоке даже в городках опасно стало на улицу выходить – того и гляди в лапы сибирскому Михал Иванычу угодишь. А в Самарской Луке селян кабаны одолели, не говоря уже о зайцах, которые дневною порою в огороды безбоязненно наведываются. А за последние года три-четыре еще одни гостенёчки появились не только в огородах, а и на улицах даже. Змеяки! Ну молодежь у нас бесстрашная, а вот старцы навроде меня – мы опаски для в сапогах не только по огородам, где они притаиваются, но и по улицам, на которые безопасливо выползают, хаживаем. Ну а ежели она ужалила тебя, как и чем спасаться-то, коль районная больница, почитай, в полусотне километров от твоего села?
Впервые о спасении водкой от яда мы услышали более шестидесяти лет тому назад на уроке зоологии из уст наилюбимейшего учителя нашего Рафаила Александровича Изюмова. Тогда, сразу после войны, в Самарской Луке много змей развелось. И вот каков совет был преподавателя ботаники, зоологии и химии, всегда максимально приближавшего свои уроки к повседневной жизни, чем он нам всем и вспоминается через годы и десятилетия:
– Вы еще дети. И ни в коем случае не берите дурной пример со своих родителей. Но если вас укусила змея, быстренько выжмите из ранки кровь и со всех ног – домой. И сошлитесь на меня, скажите, Рафаил Александрович велел в таком разе выпить полстакана, а то и весь стакан водки. Выпьете – пьяным, как они, родители ваши, не будете: весь хмель на нейтрализацию яда уйдет. Ну а потом в больницу, к врачам – они уже окончательно исцелят вас.
А вот рассказ моего хорошего знакомого, который служил в Средней Азии, где, как известно, много всяких ядовитых тварей:
– Кто на севере или в средней полосе служил, у них во фляжке вода. А у нас – завсегда водка. И чтоб хоть один из нас без нужды притронулся к ней? Ни-ни! А как змея или тарантул укусил, тут уж полфляжки засасывай – и ни в одном глазу! Но зато жив будешь…
Анатолий Солонецкий, газета «Ставрополь-на-Волге»