Процесс оптимизации учебных заведений ведется не первый год. Продолжится он и в нынешнем учебном году.
Обыватель под словом «оптимизация» чаще всего подразумевает, что какие-то учебные заведения закрывают, какие-то – объединяют. Но главное в другом – в оптимизации ресурсов. Родители, как правило, думая, что чадам их от этого станет только хуже, идут на конфронтацию с чиновниками. Справедливости ради стоит отметить, что пока отрицательного эффекта от оптимизации зафиксировано не было, а плюсы есть.
Например, было принято решение об объединении шести детских садов в Автозаводском районе в единое образовательное учреждение. В финансовом плане получена выгода, пусть и небольшая: сократился фонд оплаты труда. Теперь работает одна заведующая вместо шестерых. В каждой бухгалтерии было по три бухгалтера, сейчас – трое на всех. Вот, собственно, и все.
Воспитатели, психологи, помощники воспитателей, работники кухни остались в прежнем количестве. Зато у руководителя появилась возможность более эффективно использовать кадры.
Музыкальные и спортивные работники, психологи, логопеды в дошкольном образования являются своего рода узкими специалистами. Как правило, в одном маленьком саду у них нагрузка небольшая. Если в садике восемь групп, то у специалиста выходит полставки и приходится ему либо разрываться на два сада, либо иметь маленькую зарплату. Но теперь с этим явно стало легче. Работает специалист в одном и том же саду, только расписание у него такое, что сегодня он занимается в одних группах, а завтра – в других.
Легче стало и родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Прежде открыть логопедическую группу в каждом из этих шести детских садов не могли: количество детей не позволяло. Теперь появилась возможность собрать логопедических детей в одном саду, детей с отклонениями в интеллектуальном развитии – в другом, с нарушениями опорно-двигательного аппарата – в третьем. Это полноценные группы. Для работы с ними можно взять постоянно работающих специалистов. В департаменте образования тольяттинской мэрии такой маневр считают очень удачным.
Объединение школ чаще всего приводило к тому, что одно из зданий выделяли в особый блок – начальную школу. Первооткрывателями в этом вопросе стали объединенные 19-й лицей и 17-я школа. Школа была девятилеткой, самой последней в рейтинге. Преподаватели здесь больше года не задерживались, сбегали. И хотя на первых порах было очень тяжело, результат получился великолепный. Поэтому и другие учебные заведения последовали удачному примеру. Кстати, в Москве при строительстве школ сейчас применяют типовой проект: на территории строят сразу два здания, отдельно начальную школу и старшую.
Что касается объединения школ и детских садов, то здесь эффект иного качества. В 2013 году были объединены 18-я школа и сад №132 «Альтаир». Сейчас за этим «гибридом» ведется наблюдение. Когда объединяются сад и школа, у родителей дошколят появляется уверенность, что это одно образовательное учреждение, их детей никуда отсюда не выгонят, они плавно перейдут в первый класс. Нервоз при наборе исключен, потому что воспитанники бывшего «Альтаира» имеют преимущественное право. Есть преемственность в программах, потому что это единый педагогический коллектив. Учителя начальной школы еще в детском саду работают с ребятишками по их подготовке в первый класс…
Под процесс оптимизации попали последние четыре учреждения, отжившие свои типологии «начальная школа – детский сад» – №208, 162, 51 и 48. Им можно было бы предложить вариант стать школой, но… Нет в этих образовательных учреждениях необходимых педагогических кадров и соответствующих условий: спортивного зала, мастерских, кабинетов иностранных языков, технологии. Зато рядом – полупустые школы, где есть все необходимое. Учеников по логике вещей лучше перевести туда, а освободившиеся здания заполнить дошколятами. Ведь в Тольятти до сих пор очереди в детские сады. Детей от трех до семи лет местами обеспечивают полностью, но желающих устроить своих чад, которым еще не исполнилось три года, около 20 тысяч.
Собственно реорганизация вышеперечисленных четырех учреждений продлится до декабря текущего года.
Почему так долго? Лишь №208 «Веста» объединяется с 92-й школой. Остальные хоть и предлагалось объединить с находящимися по соседству школами, все-таки решили перепрофилировать в обычные детские сады. А ученики из начальной школы постепенно перейдут в помещения школ со своими учителями, учебниками и, может быть, даже со своими партами. Так что не всегда решение об объединении после проработки реализуется в жизнь.
Татьяна Терлецкая, руководитель департамента образования мэрии г.о. Тольятти:
– Процесс оптимизации закончить никогда нельзя. Но какие будут проходить процессы в его рамках дальше, сказать пока не могу. У меня есть заявления от руководителей различных учреждений: «давайте объединим то и то». Но я к этому очень осторожно отношусь. Одно скажу: придется укрупнять маленькие старые детские сады – шести- и восьмигрупповые. При нормативном финансировании им выживать очень сложно. Количество воспитателей и нянечек идет по количеству детей, а обслуживающего персонала – по площадям. Норматив рассчитывается по детям. Детей мало, значит, и денег мало в фонде оплаты труда. Поэтому, как только завершится реорганизация учреждений типа «начальная школа – детский сад», мы будем изучать условия маленьких садов. Глобальных планов на эту тему нет и быть не может. Я противница революций. Все должно быть постепенно, спокойно и взвешенно.
«Городские ведомости»