19 мая: Большая роса – к урожаю огурцов

111 новости тольятти

18 мая праздник иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

В наше время у знающих людей эта икона стала одной из самых почитаемых. Одержимые страстью пьянства и их бедолажные родные и близкие возносят свои молитвы перед этой иконой Богоматери об исцелении от недуга. И многим, говорят, она помогла.

18 мая – Арина (Ирина) Рассадница

Этим вечером рассаживают капустную рассаду. Так уж исстари заведено почему-то (и в Месяцесловах это дотошно зафиксировано!): этим делом занимаются исключительно женщины («Если посадит овощи мужик, то они зацветут и не дадут плода»). Я дога-а-а-адываюсь, кто это придумал! Вернее, догадался, когда не только у бабани, у матушки, потом у жены, но и у любимой сношеньки в подсобниках в этом деле оказался. Как это ловко у них получается: «Копни вот здесь! Не так – поглубже! Иди за новым ящиком (с рассадой)!». Что любят, то любят они при случае покомандовать мужиками-то! Это всё равно что капралу попади в подчинение сам майор.

А рассаживали не абы как (не то, что ныне!). В напутствие этому самому ходовому и самому полезнейшему овощу не молитовку творили, а по-язычески поэтично (и здраво!) приговаривали: «Не будь голенаста, а будь пузаста; не будь пустая, будь тугая; не будь стара, будь молода (тут еще одно присовокупленьице от прадедушки Толи: чтоб преждевременно капустка не состарилась, ну то бишь не пожухла, не ленись поливать ее ежевечерне, тут одними приговорочками не отделаешься!).

19 мая – Иов Горошник

В «Словаре Даля» на сей день так: «Сеют горох. Приходи работать на белые горохи!». Так зазывали красные девицы добрых молодцев на будущую гороховую постать. А вдуматься бы: много ли будет толку от такой «шефской помощи»? Одно озорство. Того и гляди, пересевать придется. Хорошо представляю, как горестно вздыхали матери и бабушки, глядючи месяца через полтора на эту постать: огрехи, огрехи и еще раз огрехи. А ведь, согласно «Этимологическому словарю русского языка», огрех образуется от восточно-славянского слова «грех» (ошибка).

Гороху всегда на Руси отводилось видное место. Оно и понятно: что может по питательности сравниться с этим злаком? Тем более что у нас чуть ли не полгода на посты приходится.

А какое лакомство для детворы зеленый горошек-то! До конца дней своих мне и моим сельским сверстникам не забыть наши вылазки на гороховые плантации. Ничто не могло удержать нас от этого: ни суровые предупреждения родителей (ну-ка: штраф им за наше баловство платить!), ни плети объездчиков. Что суровых, то суровых людей подбирали на эту непыльную должность, и далеко-далеко не у каждого хватало характера на нее. Не каждому с руки хлестать мальчишеские спины. Ну да Бог им судья…

Примета на сей день – на Иова Горошника: «Большая роса – к урожаю огурцов. Ясный день – к тому же».

21 мая – Иван Богослов

У Даля: «Пекут обетные пироги, на угощение странников и нищих».

В этот день мужики сеяли позднюю пшеничку, а благомысленные хозяюшки не только о хлебе насущном заботились, но и о духовном, о душе помышляли. Пекли обетные пироги и угощали ими бедных соседей и прохожих-пришлых людей. И тем самым поминали своих усопших родителей, дедов-прадедов и других родных и близких.

22 мая – Николай Вешний

Кстати сказать, в далекую-далекую старину наши предки именно в этот день чествовали любимого сыночка матери сырой земли оратая (пахаря) Микулу Селяниновича – помните былинный сказ про него? Вот вам и ответ на вопрос, почему архиепископ Мирликийский, на удивление всему Западу и в первую голову грекам, так благолепно чтится на Руси! Христианский Микола Милостивый заменил нам исконно языческого Микулу Селяниновича.

Не знаю, как ныне в школах, а в мое время в нашей сосново-солонецкой средней при «прохождении» устного народного творчества преподавательница русского языка и литературы незабвенная Антонина Михайловна Изюмова спрашивала нас, крестьянских сынов и внуков, былину про Вольгу и Микулу, что называется, «от и до».

Молодые земляки мои, найдите времечко и прочтите эту былинушку. Зело воспитывает она любовь к Родине и гордость за людей ее.

«От Николы осталось двенадцать морозов (утренников), – доверительно сообщает в своем Месяцеслове Владимир свет-Иванович и дипломатично присовокупляет: если не весной, то до Семёна дня (14 сентября)». Вот уж воистину старуха надвое сказала, съехидничает некто. А сказано это на основе не многолетнего, а многовекового опыта. Не посетили твой огород эти двенадцать до Оленина дня, до посева огурцов, так жди их, непутей этаких, в любое последующее время: они «свое возьмут».

«С Николы вешнего сади картофель». Ну не любит этот забугорный «оккупант» холодную землю – и все тут! А как не «оккупант»-то, коль Петр Первый и Екатерина Вторая его даже воинской силой внедряли на Руси, «картофельные бунты» подавляя. Сколько людей поотравлялись, пока эта полезнейшая культура наконец-то не прижилась в наших чревах.

23 мая – в этот день наши предки чествовали мать сыру землю

В справедливости этого выражения – «Мать сыра земля» я убедился, что называется, воочию. Более тридцати лет тому назад. Вступив во владение отцовской усадьбой в родном селе, я решил по осени семенную часть едовой картошки не вывозить в город, а в яму ее закопать. Деревянный погреб у нас по весне всегда заливает грунтовыми водами. Ну и завалить бы ее землицей-то, а я, дурья башка, решил утеплить ее со всех сторон, прикрыв кое-чем из барахла. По весне раскопал, а там: туда будто целым детским садом двенадцатигрупповым детишки, по недосмотру взрослых, свежих огурцов объевшись, «сходили» – гниль и вонь.

А вот в огороде этой же весной после вспашки я более полуведра картошечки-то насобирал. Принес в упечь, жена аж ахнула: где это ты накопал такой свеженькой? А я это всего-навсего по вспаханному насобирал. И что удивительно-то: в яме-то чуть ли не на пол-аршина закопанная промерзла и в тесноте сгнила, а эта чуть ли не на поверхности лежала!

Вот тут-то я и убедился, что если Господь Бог для нас, сынов человеческих, как Отец родной (добрый, но и строгий, как то и положено отцу), а сыра земля для плодов своих вот уж воистину мать родная.

24 мая – Мокий Мокрый

«В день Мокия мокро – всё лето мокрое, и наоборот».

«Туман на Мокия – к мокрому лету».

Анатолий Солонецкий, газета «Ставрополь-на-Волге»