17 декабря – Варвара: Трещит Варюха – береги нос и ухо

кинули в сугроб

17 декабря – Варвара

«На Варвару зима дорогу заварварит (заварит)» – Даль. В данном случае имеется в виду не вар-кипяток, а широко употреблявшийся в крестьянском хозяйстве вар – состав из вареной смолы с примесями воска и серы. Им щели и швы заваривали. Как то делала, на крестьянский глаз, Варвара с дорогами, покрывая их льдом и смерзшимся снегом.

А это уж вот по большей части к разгульной детворе относилось: «Трещит Варюха – береги нос и ухо!». Ну та самая, про которую: «Ох, уж эта детвора – не загонишь в избу со двора, не заманишь калачом – только плеткой и бичом!».

19 декабря – Никола зимний

Согласно народному месяцеслову, на Руси два Николы: один травный (6 мая), другой морозный».

«Первые морозы – никольские».

Приметы сего дня: «Перед Николой иней – овсы хороши будут». Представляю, с каким вот уж воистину энтузиазмом принимали в сей день крестьяне-лошадники чары хмельного, коль обозначивалась эта благословенная приметочка.

22 декабря – Анна (мать Пресвятой Богородицы)

Приметы Аннинские: «Иней на деревьях – к урожаю». «На зачатие святой Анны волки стадятся».

Как-то однажды в сельской беседе на крылечке моя добрая знакомая-односельчанка Валентина Максимовна вспомнила как они «прикормили» стаю волков, будучи учениками Сосново-Солонецкой школы. Каждый вечер волчья стая в чаянии подачек (голодно им об эту пору) поджидала их на окраине Соснового Солонца около знаменитого дуба (ныне этого не менее как тысячелетнего старца нет – на корню на нашей памяти истлел). И сопровождали их, ватагу школьников, аж до самой аскульской околицы (а ведь состояла эта ватага, главным образом, из отроковиц и юниц – отчаянные были у нас девчата!).

Ну, это – когда ватагой. А одному встречаться с ними страшновато. Помню, возвращался однажды на велосипеде с общешкольного комсомольского собрания из того же Соснового Солонца поздним-поздним вечером. Уже перед околицей на взлобке, где в старину находились этапные строения для ночного передыха каторжников, следующих по Московскому тракту в Сибирь, при ярком свете луны вижу: дорогу перед самым взлобком мне пересекает стая этих зверюг. Так что на взлобок я вот уж воистину взлетел! Как Миг-19 на форсаже (я в авиации служил, командуя стрелковым взводом-то). И потом по глухой дороге ночного села так работал педалями велосипеда, что, если бы это были районные соревнования, наверняка занял бы не второе, как то было в жизни, а первое место!

А каково теперь в лесу? Барсук, ох, и байбак же: в нору завалился и, почитай, всю зиму спит себе, посыпотствует. А вот у птах-патриотов пора, ой, какая трудная: уж больно с пропитанием-то тяжело. Синички вон к домам прибиваются. Не ленитесь для этих патриоток на внешний подоконник хлебные крошки и другие остатки съестные выставлять. Они не только до хлебного, но и до мясного охочи, А на свиное сальцо, как то сноха моя Елена Прекрасная высмотрела, просто «западают».

Авторская рубрика “Народный месяцеслов” Анатолия Солонецкого, оригинал статьи опубликован в газете «Ставрополь-на-Волге»