14 июня: Устин – лета красного почин

Новости Тольятти augustnews.ru

14 июня – «Устин – лета красного почин» (по старому стилю это первое июня)

«Красное утро на Устина – красный налив пшенички. Рожь красно открасуется».

15 июня – Троицкая суббота

Поминовение усопших.

16 июня – Троица

Лукьян-ветреник. Упаси Бог плохо подумать об этом святом насчет его ветрености-то. Прозвище у него такое вот почему (согласно народному месяцеслову): «На Лукьяна в канун Митрофана не ложись спать рано, а приглядись, откуда ветер дует: южный – к урожаю яровых, северо-западный – к сырому лету, а если не дай бог восточный – к наносным болезням. В старину их страсть как боялись. Только вот отбоялись ли?

17 июня – Митрофан

С севом управились, пора о будущем урожае заботиться: начиналась «навозница» – вывозка навоза на пары. Вот спросить бы моих дедов Никифора и Алексея, обоих прадедов Яковов и обоих прапрапрадедов Ивана и Ермолая про «навозницу», только бы плечами, наверное, пожали. Дело в том, что навоз на паровые поля вывозили баре-помещики и только те единоличники-крестьяне, которые имели постоянные наделы земли. А там, как, например, в наших местах, где земля была в мирском пользовании и каждый год «для ради справедливости» (как в игре «кому Бог послал») распределялась миром по жеребьевке, то кому было в охоту заботиться о ней «для чужого дяди»?

18 июня – Дорофей

«Если погода теплая и ясная, зерно будет крупное».

Начинаются самые короткие воробьиные ночи. А через недельку, с Кирилла, в ягодных местах Самарской Луки «ягодно-клубничный сезон» начнется. Рано-рано утром вставать-то придется.

19 июня – Илларион

«Пришел Илларион – дурную траву с поля вон!»

«Постати полоть – руки колоть. А брось прополку – клади зубы на полку». Тут, как говорится, ни убавить ни прибавить.

Да, прохлаждаться некогда. Вот ведь незадача какая: культурные растения оклематься по-настоящему никак не могут. А сорняки недуром прут. Да еще, сказывают, ворчат на культурные растения-то: понавезли-понасажали вас на нашу голову…

Звонит как-то об эту пору мне супруга. Интересуется, чем это я в «своих» Аскулах занимаюсь. Отвечаю как на духу: с сорняками замучился! Ну заместо «замучился» я по-простецки, «по-нашенски» другой глагол употребил. Поядренее! Чего не скажешь в сердцах-то (прости меня, Господи, за непотребство!). Ну, да и то сказать: святого из себя выведут эти вот уж воистину самые неискоренимые враги селянина-огородника и горожанина-дачника.

Вот кое-кто уже руки опустил. А зря! Сейчас, когда сорняки, что называется, в массовом порядке поспевать начнут, их рвать и рвать надо и в кучу на компост складывать. Иначе с каждой метелки той же лебеды сотни и сотни семян упадут на землю. И все это потом «на твою же голову»! Так и будет тебе слышаться на следующую весну от их деток слова искренней благодарности: «Спасибо тебе, дедушка Толя, за наше счастливое детство! Так держать!»

Вот и ласточки прилетели. У нас это касатки длиннохвостые. Ох, и хлопотушки эти самые касаточки-то. Ну недаром же самаролукские мужики в порыве нежности или благодарности так своих женушек величают.

Анатолий Солонецкий, газета «Ставрополь-на-Волге»

фото: Вадим Кондратьев