Семейная династия Марахтановых-Моисеевых отдала родному «КуйбышевАзоту» более 130 трудовых лет.
Предстоящий День химика – праздник почти для каждого десятого тольяттинца. Эта цифра может показаться преувеличением, но коллектив любого химпредприятия – большое профессиональное сообщество, где задействованы представители самых разных специальностей. Это не только химики, но и строители, энергетики, медики, работники общепита и многие другие… Все они, члены их семей, а также сотрудники образовательных и научных учреждений химического профиля по праву и не случайно чувствуют себя причастными к этому торжеству.
Действительно, первыми трудовыми героями нашего города считаются строители. Именно «Куйбышевгидрострой» создал не только крупнейшую на тот момент в мире гидроэлектростанцию, но и целую промзону химических предприятий, автозавод, весь город, наконец. Но если официально строительство ГЭС не было объявлено всесоюзной ударной стройкой, то возведение завода «Синтезкаучук» впервые получило такой статус, а только потом уже был автогигант!
Сначала наш город везде именовали флагманом химической индустрии, таковым он и остается. На одном только «КуйбышевАзоте» трудится около 5 тысяч человек, что дает ему право по социологическим стандартам считаться градообразующим предприятием. Кроме того, дочерние предприятия компании, занимающиеся переработкой полиамида, работают в Курске и Саратовской области, в Германии и Китае. Всего в группе компаний «КуйбышевАзот» занято более восьми тысяч человек.
Но даже и не в численности дело. Согласно городским и общероссийским статданным, выработка на каждого работника химотрасли в год в рублевом исчислении получается выше, чем на машиностроительных предприятиях. Людей в отрасли занято меньше, а производительность – больше, что объясняется мощностью современного, постоянно обновляющегося оборудования, значительной экспортной составляющей.
Стоит отметить, что трудные 90-е годы не все предприятия пережили без малого или большого ущерба. А на «КуйбышевАзоте» даже в то лихолетье заработную плату задержали всего один раз! И больше это никогда не повторялось.
В чем секрет успешности? Обычно говорят, что все зависит от мудрости руководства. Неслучайно на предприятии с большим уважением относятся к памяти первого гендиректора КАТЗ-«КуйбышевАзота» – Ивана Красюка, чей бронзовый памятник установлен у заводской проходной. Именно он, бывший фронтовик-орденоносец, заложил основу заводских традиций, а его ученик и преемник Виктор Герасименко их продолжил и развил.
Но без уважения к простому рабочему – не винтику, не бездушной детали механизма, а каждому человеку с его простыми житейскими проблемами, с семьями, детьми, внуками – без этого не получишь сплоченный коллектив, который, как одна дружная семья, делает общее нужное дело.
Поэтому к семьям, а особенно к семейным династиям здесь внимание особое. Накануне профессионального праздника мы встретились с представителями одной из заводских династий – Марахтановых-Моисеевых. Их девять человек, общий трудовой стаж – 131 год. Кстати, само предприятие отпразднует в следующем году свой полувековой юбилей.
– На «КуйбышевАзоте» около пятидесяти трудовых династий, чей общий стаж составляет более 100 лет, – пояснили «Вольному городу» в управлении персоналом предприятия. – Но эта династия – одна из самых многолетних…
Первой, в июле 1971 года, на КАТЗ (будущий «КуйбышевАзот») пришла Галия Сагировна. Она приехала из Оренбургской области, закончила профучилище № 52 и по распределению попала в электроцех № 8.
– Там проработала два года, и тут стали запускать капрон (так химики называют производство капролактама, – авт.), нескольких человек перевели туда вместе с подстанцией. Там я и работала до последнего времени электромонтером по обслуживанию электрооборудования.
– Не совсем женская работа…
– Да, работа мужская, профессия сложная, но много женщин работали тогда. Зато как в малиннике: в одной смене пять мужчин и одна женщина.
– Замуж рано вышли, наверное?
– Да нет, в 22 года!
Будущий муж, Александр Марахтанов, встретил Галию вовсе не в «малиннике», хотя в конце 60-х, перед армией, попал на КАТЗ на практику:
– Помню, как изоляцию с ребятами меняли в пятом цехе…
И учился он в училище № 51 – оно как раз напротив 52-го. Но познакомились, как и многие тогда – на танцах, в городском парке:
– Дворец культуры тогда строился, а тут «пятачки» были – на баяне играли, рядом – кинотеатр «Космос».
По профессии Александр – слесарь-монтажник металлоконструкций и трубопроводов. Работал до армии в тресте «Нефтехиммонтаж» – серьезная была организация, участки имелись в Куйбышеве, Новокуйбышевске, Сызрани и Тольятти.
– Строили автозавод, – рассказывает Александр, – а в 69-м призвали в армию. Когда вернулся, не узнал наши края: на месте совхозных полей поднялся уже Новый город. За какие-то два года!
Жили молодожены в общежитиях на соседних улицах Старого города. Сначала Александр от автозавода получил малосемейку, а потом уже Галия от «КуйбышевАзота» – отдельную квартиру:
– В феврале сыграли свадьбу, а в мае нам уже распределили квартиру – вот такие темпы тогда были! Тут другие проблемы подоспели – надо квартиру обставить. Пришлось искать работу поденежнее, да и сын, Славик, подрастал, его нужно было в садик устраивать.
Глава семьи перешел тогда работать на «Синтезкаучук» аппаратчиком, платили там немного больше. Пять лет отработал, а тут – 90-е, кризис.
– Цех пустой стоял, денег не платили, мне Галия говорит: «Что ты стены сторожишь, иди к нам, аппаратчики нам тоже нужны!»
И с тех пор трудится Александр Григорьевич на «КуйбышевАзоте». Сына тоже в химики «завербовали». Честно говорят: сначала убедили материальными выгодами. Вячеслав в школе всегда хорошо учился, для него не было проблемой поступить в химико-технологический техникум, а потом – в политехнический институт на факультет химического оборудования. Сейчас он трудится начальником цеха № 35, о работе своей говорит:
– Химпредприятие – это такая структура, систему которой можно сравнить с военной: четкая градация, подчинение, выполнение команд. С химией шутки плохи. Мой цех, например, один из самых опасных – цех циклогексанона, это основное вещество для производства капролактама…
А ведь могла бы у парня другая карьера сложиться – спортивная. С первого класса занимался хоккеем, причем мальчишка был старательный, к тому же левша. Тренер к родителям приходил, уговаривал парня в вазовскую юниорскую команду «Торпедо» записать, только тогда надо было из Шлюзового в Автозаводский район переехать. Не решились. Но Вячеслав до сих пор играет в международной любительской хоккейной «Ночной лиге». Ездил за границу – там наша команда разбила и канадцев, и французов.
В этой семье мама уже на пенсии. Могла бы в 45 выйти – по вредности, но еще 15 лет проработала и до сих пор скучает, не может без дела.
– Она такая активистка была, – рассказывает Александр Марахтанов о супруге. – Кассой взаимопомощи заведовала, в цехкоме, в профкоме работала, секретарем комсомольской цеховой организации была.
– А сейчас я домовой комитет возглавила, – продолжает Галия Сагировна, – и вижу, какая разница между заводом и ЖКХ. У нас все четко, все в срок. Коммунальщикам бы на «КуйбышевАзот», на практику…
Моисеевы, как и Марахтановы, жили в заводском пятиэтажном доме, но как-то не встречались. Их дети друг друга заметили.
– Слава после армии пришел, – вспоминает Галия, – и говорит как-то: «Какая девушка в четвертом подъезде живет – высокая, красивая».
Владимир Моисеев впервые о соседе услышал от дочери:
– Она в институте училась, на танцы не ходила – не до этого было. А тут говорит: «Я во двор пойду, мы там со Славой погуляем». Каким Славой?
Вот так и познакомились. Владимир Тимофеевич начинал работать мастером в телеателье, но когда армейский друг позвал его на завод, в цех КИП, то сначала работал там слесарем, потом окончил наш политех и стал инженером-электронщиком. Уходил по состоянию здоровья, но попросили вернуться.
– Я вернулся на то же самое место! В 20-м цехе начинал работать слесарем, вернулся туда же начальником цеха, а кабинет перенесли на то же место, где была раньше моя мастерская.
С женой Юлией Владимира познакомил тот же армейский друг – она была подругой его невесты. Ходили в гости в общежитие, потом – в поход.
– В тот момент я работала на «Фосфоре», – рассказывает Юлия Павловна. – Когда поженились, по настоянию Володи перешла в проекто-конструкторский отдел «КуйбышевАзота». Проработала три года, потом увольнялась, а вернулась уже на производство полиамида. Десять лет работала – до пенсии, сейчас – на вольных хлебах, но тоже подрабатываю.
О «КуйбышевАзоте» Юлия Павловна отзывается как об очень серьезной организации:
– Я рада, что прошла эту школу. Мне есть с чем сравнивать: я трудилась и на других предприятиях. Статус нашего завода намного выше…
Владимир Тимофеевич добавляет:
– Когда я работал начальником информационно-вычислительного центра, приходилось наблюдать, как молодые ребята, отработав пару лет программистами, электронщиками, переходили по разным обстоятельствам в другие места. Их там брали с большой охотой и ценили очень высоко. Это ведь была школа «КуйбышевАзота»!
– Мои знакомые изумляются: «КуйбышевАзот» – это какой-то завод-сад!» – с гордостью говорит Юлия Моисеева.
Гордость понятна: ее дочь, супруга Вячеслава Марахтанова, хоть и не заводчанка, а человек творческий – дизайнер, тоже постаралась для родного, как ни крути, завода: разрабатывала интерьеры помещений на производстве полиамида, санатория «Ставрополь», ландшафтные дизайны. Приятно же идти на работу, где все так красиво и вокруг столько родных лиц!
Обо всех членах этой династии рассказать здесь просто невозможно. Трудятся на «КуйбышевАзоте» начальниками смены два родных племянника Александра Григорьевича – Григорий и Владислав Николаевичи. Мастером отделения работает двоюродный племянник Владимира Тимофеевича Сергей Иевлев с женой Татьяной – инженером УКС. Вот все их трудовые стажи: у кого-то пока только четыре года, у кого-то – в 10 раз больше. В сумме и получается эта впечатляющая цифра – 131 год.
Впрочем, счет еще не закончен! Есть все основания полагать, что потомки ныне работающих на предприятии пойдут по стопам своих отцов. И завод всячески этому способствует. Например, на «КуйбышевАзоте» есть корпоративная жилищная программа. В ней для заводской молодежи – особые льготные условия. Выдаются ссуды на приобретение квартиры с рассрочкой выплат до 20 лет под процент с привязкой к ставке Центробанка. Если молодые муж и жена оба работают на предприятии – процент по ссуде ниже, родился ребенок в этой семье – еще снижение. А для тех, кто обзавелся тремя детьми, ссуда и вовсе становится беспроцентной. Такая вот заводская жилищно-демографическая программа получается…
Что ж, мы надеемся, что благодаря таким предприятиям, как «КуйбышевАзот», с каждым годом число новых и славных трудовых династий в Тольятти, которые считают День химика своим главным профессиональным и семейным праздником, будет только расти!
Тамара Ушакова, «Вольный город»