13 декабря – Андрей Первозванный: В этот день на Руси ходили «подслушивать воду»

    13 декабря – Андрей Первозванный.

    В этот день на Руси уже не к колодцам, а к большим водоемам – к рекам и озерам, родниковым запрудам ходили «подслушивать воду». И опять же: тиха – к хорошей зиме, а шумна – к стужам и метелям.

    14 декабря – Наум-грамотник.

    «Пророк Наум наставляет на ум». Дело в том, что отроков старше девяти лет в старину определяли в ученье не 1 сентября, а 14 декабря (по старому стилю – 1 декабря). В дом приходил дьячок с букварем и с плеткой. После трех ударов по мягкому месту и начинался учебный процесс. Разучивалась первая буква – аз.

    Да, в те поры этот святой наставлял на ум зело-зело жестко. Даже лицеистов! Не только в бурсах, но и в школах и гимназиях порядки были очень-очень строгие. Так же, как и в советских школах послевоенного времени, когда я учился. В аскульской начальной школе и директор ее Андрей Петрович Зайцев, и остальные учителя либерализмом не грешили. Увы, за четыре года учебы и я, многогрешный, прошел всю педагогическую лестницу: первая ступень – в угол носом, вторая – в углу на коленях и третья – на коленях стоять на горохе. Каких-то пятнадцати минут этой педагогической процедуры бывало достаточно, чтоб в течение всей четверти ты вел себя на уроках паинькой!

    17 декабря – Варвара.

    «Все тепло да тепло, погоди: придет Варвара – заварварят и морозы». «Трещит Варюха – береги нос да ухо».

    19 декабря – Никола зимний.

    Праздник этот не в чине великих, а вот на Святой Руси он, как и Никола вешний, весьма и весьма многочтимый.

    У нас его любовно называют Миколой Милостивым. Перечислить все его заступничества не представляется возможным не только по их количеству, но и потому, что они до сих пор продолжаются – особенно на Руси. Недаром этого, наиболее почитаемого у нас святого, на Западе именуют Николаем Русским (хотя он православный грек!).

    Николай Угодник, Микола Милостивый – после Пресвятой Богородицы самый почитаемый на Руси святой. Сколько вот живу, ни в одном селе не видал, чтоб даже в захудалой развалюхе не было бы иконы этого святителя.

    Заболел ли чем селянин в глухомани, где тогда, как и теперь, ни фельдшера, ни лекарств, беда ли какая на двор нагрянула – одно спасение:

    – Пресвятая Богородица, не оставь!

    – Микола Милостивый, помоги.

    Тем и жили, тем и ублажались, тем и от горя-беды боронились. В этот день вскладчину варили пиво и делали мирское угощение. По-христиански миро(человеко)любиво угощали и родных, и пришлых (в том числе нищебродов) не токмо пирогами с капустой, морковкой, картошечкой и горохом, но и домашним пивом.

    Николин день приходится на Рождественский пост, когда вкушение вина (спиртного) только по субботам-воскресеньям разрешалось. Но на Никольщину даже и в будни мои земляки, как говорится, «разрешали себе».

    С Николина дня в старину начиналось сватовство, служили молебны те, кто задумывал жениться сам или женить детей, с тем чтобы после Святок справить свадебку.

    Анатолий Солонецкий, газета «Ставрополь-на-Волге»

    акватория Волги в Комсомольском районе в речном порту