11-й театральный фестиваль «Премьера одной репетиции» бурлил, спорил и радовал открытиями

    актеры театрального фетсиваля "Премьера одной репетиции" 2020

    Так случилось, что 3 сентября «Дилижанс» первым после карантинных мер безопасности решился не просто на открытие сезона, а на серьезный творческий проект, который вернул в театр поклонников и привлек к его премьерам нового, молодого зрителя.

    Рисковали не зря

    За всем этим стояла огромная, не видимая глазу театрала работа. И еще – большущий риск. Хотя бы потому, что ситуация с пандемией меняет правила игры непредсказуемо и без предупреждения: нас только-только пустили в зрительные залы, но при этом никто не гарантировал, что Роспотребнадзор не отменит этого выстраданного миром культуры послабления из-за изменившейся ситуации.
    К счастью, пока не отменил. И фестиваль сумел собрать в Тольятти ярких молодых столичных режиссеров и критиков, дал шанс каждому конкурсному эскизу стать полноценным спектаклем и войти в репертуар театра.

    Оценку этому потенциалу по традиции дает сам зритель. А происходит это путем голосования в ходе всех фестивальных показов. Его величество театрал сам выбирает, какой спектакль он хотел бы видеть в афише «Дилижанса». Сам раздает звания лучших. Сам анализирует эскизы наравне с профессиональными театральными критиками, с которыми, кстати, тольяттинскому фестивалю вновь несказанно повезло.

    На фестивале второй год подряд потрясающе интересно работали петербурженка Оксана Кушляева и критик из Самары Ксения Аитова. В этом году к ним присоединилась москвичка Анна Ильдатова. Это интеллигентное и очень профессиональное театроведческое трио позволило фестивалю стать точкой роста не только для актеров и режиссеров, но и для зрителей. Но голосование – дело тайное и личное. Зритель мнения критиков, разумеется, не учитывал. Его вели собственные эмоции и представления о пьесе или спектакле.

    Народ сказал

    Начну с конца. В финальный день фестиваля были торжественно подведены итоги многодневного зрительского голосования, которые позволили под занавес события поздравить режиссера и актерский состав спектакля-эскиза по Достоевскому. Он был последним в фестивальной афише. Так, звание «Лучший спектакль режиссерской лаборатории» получила работа «Карамазовы», которую придумала и сотворила в Тольятти питерский режиссер Евгения Колесниченко.

    Звание «Лучшая актриса фестиваля» от поклонников и зрителей получила замечательная Екатерина Зубарева за роль Хенрике в спектакле «Блонди» и за роль в спектакле «Чангара Зангези пророк».А лучшим актером фестиваля стал популярный артист Олег Андюшкин. Зритель отметил его за роль Федора Карамазова и голос за кадром в спектакле «Постучавшись в небесную дверь». Звание «Лучший зритель фестиваля» получил Александр Прокопчук. Спешим поздравить их с этими высокими оценками и возвращаемся к афише фестиваля, которая в этом году в силу обстоятельств была несколько короче, но точно не беднее обычного.

    Алиса из «Особняка»

    Театр из Санкт-Петербурга, конечно же как и все столичные труппы, гастролирует. Но нужно признаться: до Тольятти не так уж часто доезжают звездные спектакли – призеры таких престижных театральных конкурсов, как «Золотая маска». Организаторы фестиваля высмотрели на берегах Невы, сумели пригласить и довезти до нас именно такой звездный спектакль из театра «Особняк» – лирический хоррор по мотивам Ганса Христиана Андерсена и Райнера Марии Рильке «Комната Герды».

    Спектакль вне конкурса во всех смыслах этого слова. Постановка уже получила две премии «Золотая маска» (за лучшую работу актера Алисы Олейник в театре кукол и лучшую работу режиссера Яны Туминой), шесть премий национального фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» и другие престижные награды. И точно забрала мое зрительское сердце. Тонкий, точный, глубокий, наполненный художественными открытиями синтез кукольного и драматического искусства вне конкурса стал лучшим произведением одиннадцатой «Премьеры одной репетиции» и задал такую высокую планку, что, мне кажется, даже не дало возможности сравниться с ним уровнем постановки еще одной молодой труппе из Петербурга.

    Речь о театре Karlsson Haus со вторым внеконкурсным спектаклем – «Сад наслаждений», фантазией по известному триптиху Иеронима Босха. Театр тела на этот раз показался мне совсем не развивающимся, монотонным нанизыванием эпизода на эпизод, в котором режиссерские банальности откликались не самым высоким уровнем натужной старательности несовершенной актерской пластики. Но труппа еще так молода, и кто-нибудь, вместо Босха, возможно, когда-нибудь превратит их ученическую эротическую гимнастику в наполненный смыслами и эмоциями спектакль.

    Ищите в Интернете

    Впервые в истории фестиваля буквально все его спектакли и зрительские обсуждения можно было смотреть не только в зрительном зале, но и в Интернете. И первой конкурсной работой, которую увидел зритель и в черном квадрате, и на мониторах, стала работа тольяттинского постановочного дуэта Петра и Романа Касатьевых «Постучавшись в небесную дверь». Братья создали свою сценическую версию по мотивам популярной кинокартины «Достучаться до небес». В спектакле-эскизе на этот раз работали такие величины театра, как Петр Зубарев и Константин Федосеев, только что привезшие в Тольятти еще по одной театральной премии из Самары.

    О работе режиссера и по совместительству актера театра кукол Образцова Дмитрия Богданова «Фантом Марины Кудряшовой» зрители и критики разошлись во мнениях. Публика восхищалась актерами. Критики высказывались о качестве пьесы про школьную трагедию: девочка покончила собой, написав предсмертную записку. Мистическая трагикомедия о школе, подростках и поиске любви в какой-то момент показалась критикам шоу об инопланетянах. В том самом смысле, что спектакль и пьеса приписали современной школе невиданные ужасы педагогики, которые в этой версии в основном легли на плечи актрисы Екатерины Федощук.

    Режиссер Дмитрий Богданов, только что отыграв спектакль в столице, явился на суд зрителей лишь головой в мониторе планшета, но уже не смог вмешаться в спор двух сторон, поскольку не успел посмотреть эскизную версию своего собственного спектакля. В ролях были заняты любимые актеры: Ася Гафарова, Екатерина Миронова, Максим Никлус и Рустам Фазулов. Свою вторую роль в театре сыграл только что пополнивший труппу выпускник театрального вуза Илья Домбровский. Кстати, театр оказался таким открытым, что после символического занавеса артист Рустам Фазулов вместе со зрителями поздравил свою супругу с первой годовщиной их свадьбы. И это стало теплой нотой второго конкурсного вечера.

    Николай Берман плюс…

    Режиссер из Москвы Николай Берман начинал свою карьеру как театровед. Наверное, в этом качестве его узнали бы в узком профессиональном кругу, не более. Но Николай решился на серьезную творческую трансформацию и уже много чего поставил в столице. А теперь вышел на сцену в качестве режиссера-постановщика спектакля, который меня порадовал и даже потряс. Признаюсь откровенно, что в альтернативном интернет-голосовании я поставила первой в рейтинге именно эту работу.

    Перед анонсом в несколько строк: «….Экспериментальный спектакль-исследование, история о четырех девочках-щенках собаки Гитлера по имени Блонди» еще можно было поразмышлять и поугадывать, что же увидит зритель. Зато буквально с первого вздоха в бункере четыре на четыре ты гипнотически попадаешь под обаяние простой прозрачной формы черно-белого спектакля, которую так гениально прочувствовал и построил Берман, что мы смогли оценить и осознать несвободу во всех смыслах этого слова. Убогого и болезненного слова, лишающего воздуха и вдруг дающего шанс на открытую дверь, в которую еще нужно решиться выйти.

    Вот такой театр Бермана ставит вопросы и не пытается навязать ответы на них. Браво!

    Кто ты, пророк?

    Еще одно мое личное фестивальное открытие: Хлебников – поэт может жить на сцене. При этом жить безумно ярко и волнующе. Спектакль-эскиз «Чангара Зангези пророк» в жанре физического театра по мотивам сверхповести Велимира Хлебникова поставил режиссер из Москвы Янис Повилайтис. Поставил так магически манко, так бумажно и весело, так изобретательно и точно транслируя суть сверхповести, что сумел заразить идеей Хлебникова всю молодую семерку артистов, а потом втянуть в круговорот рождения букв, слов и смыслов и зал. Пластика, наполненная безудержной актерской эмоцией, радующая событием рождения каждой новой буквы, восхищающая достойной физической и пластической формой труппы театра, способного показать такой спектакль фестивальному зрителю – еще одна удача 11-го фестиваля.

    И Янис Повилайтис, и заразительно весело идущие за пророком молодые талантливые люди, и, конечно, артист Александр Кудрявкин убедили лично меня, что Зангези жив. Зангези жив. И это не последний фестиваль театра, который умеет удивлять.

    Марта Тонова, газета «Площадь Свободы»