Этим летом исполнится ровно десять лет с лесного пожара 2010 года.
Эксперты «Панорамы Тольятти» считают, что повториться такая катастрофа не может, многое изменилось системе защиты леса в лучшую сторону. Однако наблюдатели говорят, что успокаиваться рано, до полного его восстановления еще очень далеко.
Больно. Надо
Наверное, многие успели заметить через соцсети, что в период так называемой самоизоляции посещаемость леса увеличилась. Свободные от работы люди практически в ежедневном режиме стали устраивать пешие прогулки. Это говорит о том, что тольяттинцам лес по-прежнему нужен и никакие торговые центры его не заменят. Весной этого года было зафиксировано 10 природных пожаров, которые могли произойти и от поджогов, и по причине неосторожного обращения с огнем.
Причины возгорания пока не названы, их расследуют следственные органы. Однако информация дошла до губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, он обратил на нее внимание и поручил региональному минлесхозу усилить контроль на этих территориях: «Держите на особом контроле ситуацию в Тольятти, будьте в постоянном контакте с главой города, привлекайте общественные организации, активистов, добровольцев». При этом прозвучали и поручения в адрес администрации Тольятти.
«Охраняйте тольяттинский лес, обеспечьте такой режим, чтобы ни в коем случае не допустить повторения пожаров, даже минимальных возгораний, — подчеркнул Азаров, обращаясь к министрам. — Самым тщательным образом еще раз проверьте, что делает муниципалитет, какие меры принимает, посмотрите всю систему пожарной безопасности, которая выстроена, при необходимости дайте дополнительные предложения».
Какие меры принимает муниципалитет в 2020 году? Те, которые позволяют выделенные средства. На санитарную очистку леса Тольяттинскому лесничеству выделено около 1 миллиона рублей. Область профинансировала уборку древесины на 69 гектарах. Около 16 миллионов рублей было выделено МП «Зеленстрой» на лесохозяйственные мероприятия. Источники «Панорамы Тольятти» считают, что идея поручить эти работы «Зеленстрою» себя пока оправдывает, но для масштабного восстановления леса требуются суммы, в десятки раз превышающие те, что выделяются из года в год.
«Я еще в 2010 году говорил, что экосистема леса разрушена пожаром и понадобятся десятки лет, чтобы ее восстановить, — комментирует главный лесничий Андрей Крючков. — Если мы хотим заниматься восстановлением леса серьезно и говорим о преобразовании его в лесопарк, то нужно проводить противопожарное обустройство. Потребуется благоустройство мест отдыха горожан, уборка захламленности и т. д. Это совершенно другие средства, сотни миллионов рублей».
Все деньги мимо
Сотни миллионов рублей даже для Тольятти, а уж тем более для области, не такие уж большие деньги, особенно если речь идет о такой почти сакральной теме, какой стал городской лес. Однако предпосылок к тому, чтобы им занялись по полной программе, не просматривается и сейчас. «Мы не видим, чтобы администрация города была по-настоящему заинтересована в том, чтобы решать проблемы леса. Его статус здесь ни при чем, — считают источники «Панорамы Тольятти». — Лесовосстановительные мероприятия можно было бы вписать в нормативные документы».
На почве такой позиции снова стали возникать версии о том, что есть лица, заинтересованные в заброшенности леса. Появляются и страхи, что пожар 2010 года может повториться. Некоторые депутаты намекают на интересы застройщиков к лесным территориям, не называя, кто именно лоббирует изменения ПЗЗ в этой части генплана. Сотрудники лесничества считают, что очевидны пока только намерения черных лесорубов и то, что лес деградирует. Это тоже становится предпосылкой для пожаров в условиях засушливой погоды. Именно ее обещают синоптики этим летом.
«Повторения пожара 2010 года быть не может, — уверен Крючков. — Тогда сошлось сразу несколько факторов. Погодные условия, лес тогда должно было тушить лесничество, а теперь это делает 31-й отряд МЧС. Налажена система мониторинга, лесные кварталы просматриваются камерами, задействованы квадрокоптеры. Даже если произойдет поджог или возгорание, его успеют потушить. Того, что было в 2010 году, точно не повторится. Сегодня проблема в другом. Из-за истории с коронавирусом не удается привлечь волонтеров, а они нужны, чтобы предотвратить возгорания».
«Надо увеличивать количество дозорно-сторожевых групп, которые могут сразу на месте ликвидировать возгорание, но для этого всем сотрудникам лесничества надо круглосуточно работать. Людей не хватает, — пишет, ссылаясь на Крючкова, сайт «Эковолга 63». — Волонтеров в условиях самоизоляции привлечь невозможно. Финансирование лесничества недостаточно. Мне даже лимиты по бензину не дали на этот год, вернее, лимиты дали, но не открыли. Я патрулирую на своем личном транспорте. Но и с этого толку немного. Протокол я не могу составить, потому что не наделен этими полномочиями».
Странным образом в истории с нашумевшим поджогом ведет себя и полиция. На одной из встреч с журналистами глава города Сергей Анташев рассказал, чем закончился случай с поджигателем, который был пойман в районе кафе «Ликан». После расследования полиции молодой человек, по словам Анташева, был оштрафован и отпущен, несмотря на то, что он напал на того, кто его снял на камеру. Любопытные события происходят и в самом лесничестве.
По информации источников «Панорамы Тольятти», в структуре начались проверки со стороны департамента городского хозяйства, по линии которого лесничеству и выделяются средства. Также лесничество проверяет прокуратура. Сотрудников учреждения это не смущает, но появилась неофициальная информация, что Крючкова могут освободить от должности главного лесничего, не продлив контракт с ним после 3 июля этого года. Напомним, что его наняли всего год назад.
Сам Крючков также не отрицает такого исхода: «Проверки идут, но я не вижу в этом ничего особенного. Об итогах моей работы говорить рано, прошел только год. Для каких-то видимых перемен нужно больше. Я знаю, что общественность в настоящее время собирает подписи, чтобы поддержать меня в случае отказа продлить контракт. Специалистов с таким же, как у меня, опытом в городе нет, но администрация может изменить положение и нанять кого захочет, хоть полицейского».
Хотим как всегда
Если бы у тольяттинцев спросили, какой объект нужно облагодетельствовать в год Тольятти бюджетными средствами, наверняка многие бы назвали лес, а не внутридворовое благоустройство. Это мнение тех, с кем мы обсудили тему. Однако пока денег на восстановление леса мы можем только продолжать хотеть. Эксперты и общественники, следящие за темой, обозначили следующие проблемы, накопившиеся с 2010 года. Известный в экосреде города общественник Влад Радьков опубликовал на своей странице следующее мнение.
«За пожарами пришли вырубки, усугубленные отсутствием контроля и неопределенным статусом. Произошел захват (возможно, быстро оформленный через согласную на многое думу) лесных и окололесных территорий. Примеры неграмотной градостроительной политики — микрорайоны «Лесное» и «Лесное-2» вдоль ул. 40 лет Победы, кварталы с юга по ул. Баныкина, самозахват с приватизацией на ул. Громовой и Матросова.
Особый цинизм строителей — в маркетинге, построенном на близости к лесу (все эти «Дубравы», «Лесные», «Елки» и прочая). При этом я не помню ни одной строительной компании, которая бы выступила с инициативой посадить лесной квартал взамен сгоревшего, химические предприятия и политические партии помню). Многие горожане продолжают потреблять лес, устраивая шашлыки, разрушая его мото- и квадроциклами, варварски собирая березовый сок, дрова, ландыши, веники для бани.
До сих пор не определен юридический статус леса, существующие документы (лесохозяйственный регламент, материалы лесоустройства, соответственно, карта участков) недоступны широким массам. Управляющие городом через своих ставленников ресурсники «продавливают» линейные объекты, нередко с вырубкой ценных участков (недавно я узнал про красивейшую дубраву вдоль Васильевского шоссе, которая попадает под вырубку при устройстве, кажется, газовой инфраструктуры).
Службы охраны леса существуют в полуживом статусе, не имея в достатке людей, ресурсов, полномочий. Поэтому Андрей Крючков вынужден в большей степени выступать как имеющий в активе только закон и страсть общественник, чем как профессионал, организующий масштабное восстановление леса».
Комментарии
Влад Радьков, житель Тольятти:
— Однозначно не были лишними посадки, которые делали благородные люди, городские предприятия. Да, выжило не все, да, кое-что сгорело, в т. ч. и в этом году. Но сосны посадок 2011 года уже выше человеческого роста и чувствуют себя неплохо. Идет естественное восстановление: сукцессию (смену одного вида природной системы другим) мы можем наблюдать с восточной стороны Лесопаркового шоссе. Там вырос менее ценный с точки зрения хозяйства, но полноценный лиственный лес. Многие горожане осознали ценность леса и изменили свое поведение в нем. Появилось много публикаций и информации о лесе. Появилось лесничество. Город ежегодно платит крупному сотовому оператору за круглосуточное наблюдение за лесом через видеокамеры на вышках. Апробирован эксперимент с наблюдением за лесом при помощи дрона компании-резидента Жигулевской долины.
Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области» № 15, июнь 2020 года