10 лет КапРемонту: конкретный случай

ольга сотникова на крыше с жильцами
фото: «Тольяттинский навигатор»

Живи как хочешь

Более 10 лет назад в Самарской области был принят закон о капитальном ремонте многоквартирных домов, но обещанное чиновниками и законодателями улучшение жилья и решение коммунальных проблем до сих пор не настало.

Даже наоборот: за 10 лет региональный оператор прославился лишь скандалами, начиная с некачественно выполненных работ и заканчивая уголовными делами, заводимыми на руководителей этой структуры.

Но нас интересует вполне конкретный случай, на примере которого мы вновь видим: сколько реформ ни придумывай, а «работа» исполнителей на местах всё равно приведет ситуацию к какому-нибудь тупику…

Хотелки Дзержинского, 13

В редакцию «Тольяттинского навигатора» обратилась жительница дома по адресу Дзержинского, 13, с просьбой о помощи.

С ее слов ситуация такова: дому 42 года, и он остро нуждается в капитальном ремонте инженерных сетей.

В далеком 2013 году, когда была сформирована программа капитального ремонта в Самарской области, в качестве первоочередных работ на данном доме был указан ремонт инженерных систем. Назывались и соки реализации – 2021-2023 годы.

В 2017 году с подачи губернатора Меркушкина и сама программа, и принципы определения вида работ, и сроки становятся в прямую зависимость от собираемости взносов.

И вот в редакции уже новой программы на Дзержинского, 13, в период 2021–2023 годов должна была ремонтироваться крыша.

В указанный период никаких работ региональный оператор (далее ФКР) на доме не предпринял, а вопросы с протеканием крыши жители решали с помощью текущего ремонта.

Зато вопрос о состоянии инженерных систем (холодного и горячего водоснабжения) становился всё более актуальным.

Жители сообщили нашей редакции, что в доме нет ни одной квартиры, где ни приходилось бы самостоятельно менять участки труб из-за порывов и угрозы затопления.

Учитывая сложившуюся ситуацию, жители дома решили провести собрание собственников и обсудить, какие работы на доме должны быть выполнены ФКР в первую очередь.

Собрание состоялось. После оформления протокола собственники отправили его по подведомственности и стали ждать замены труб в своем доме.

Капремонт, которого не ждали

И вот 22 мая к 9-этажке по Дзержинского, 13, прибыли строительные краны и грузовые машины с материалами для ремонта… кровли.

При этом на доме не было ни опознавательных табличек о начале ремонта, ни объявлений для жителей.

Естественно, собственники начали паниковать. В итоге было принято решение о встрече 23 мая жителей дома, горадминистрации, ФКР, управляющей компании и подрядчика для разбора ситуации с капитальным ремонтом.

В назначенный день у первого подъезда дома собралис собственники квартир и представляющая Управляющую компанию № 1 инженер Елена Чурилова.

Затем подошли представители горадминистрации, фонда капремонта и, собственно, подрядчик.

Встреча началась с эмоциональных претензий жителей на тему того, почему им вместо труб решили делать крышу, почему их не слушает ни горадминистрация, ни ФКР и, собственно, почему произошла смена вида работ.

Представитель подрядчика показал жителям копию проекта договора, который с ним подписал ФКР, где в смете указаны работы по ремонту крыши, и никаких труб он – подрядчик – менять не будет.

Жители продолжали аргументировать свое право на изменение вида работ, показывая фотографии текущего состояния инженерных сетей в их квартирах.

Трубы действительно дышат на ладан, и не дай бог авария, может затопить весь дом, кто будет тогда отвечать?

Естественно, ни горадминистрация, ни ФКР, ни уж тем более управляющая организация.

Кстати, при упоминании последней у подавляющего большинства присутствующих собственников была отчетливо видна негативная реакция.

Представитель городской администрации пояснила, что, когда к ним поступил протокол собственников об изменении вида работ, комиссия выехала на дом для оценки износа тех или иных конструктивных элементов.

Жители заявили, что они о данной комиссии и ее выезде не знали, иначе провели бы чиновников по своим квартирам для наглядности. Итогом неведомой для жителей комиссии стало заключение о том, что и крыша, и инженерные сети остро нуждаются в ремонте.

А так как у жителей нет собираемости 97%, то никаких изменений в региональной программе не произошло, поэтому ФКР выходил на торги с видами работ – «кровля».

Следует отметить, что представитель ФКР не смог дать какую-то внятную информацию относительно того, почему вид работ не был изменен по обращению собственников, а также о том, по каким параметрам происходит формирование программы капитального ремонта.

Возможно, это ему простительно, так как он выполняет функции технического инспектора, и его задача – оценивать объем работ, следить за ходом ремонта и соответствия строительным и иным требованиям при выполнении работ порядной организацией.

Два варианта на выбор

Далее встреча не могла нести продуктивного диалога, так как жители стояли на своем: мол, юридического основания для ремонта крыши у ФКР нет.

Тогда было решено подняться на крышу дома, чтобы всё же осмотреть «масштаб бедствия» и сопоставить его с проблемами домовых сетей.

Представитель ФКР указал собственникам на существенные огрехи в ремонте крыши, который, судя по всему, осуществляла управляющая организация «УК № 1» в рамках текущего ремонта.

Однако мне – как обывателю – и после увиденного стало понятно, почему жители бьют тревогу и требуют замены именно труб: «инженерка» на доме явно находится в более плачевном состоянии, чем крыша.

Когда жители в буквальном смысле слова вернулись на землю, им предложили обсудить два варианта дальнейшего развития событий:

1) отказаться от капитального ремонта крыши и попытаться вновь внести изменения в программу, изменив сроки ремонта инженерных коммуникаций с 2041 года на ближайший год,

2) согласиться на капитальный ремонт крыши, а после его окончания уйти на специальный счет и постепенно начать ремонтировать инженерные коммуникации год за годом, расходуя средства со специального счета по мере их поступления. Учитывая собираемость расходов в год (даже при 97%), а также стоимость подобных работ, капитальный ремонт «инженерки» может растянуться на пару-тройку лет, а то и более.

Ольга Сотникова
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 10.06.2024 г.
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07