7 июня – Иванов день.
Медвяные росы. Какая гадость для садовода скрывается за этим поэтическим названием: «медвяные росы»! Эти самые «росы» выделяет тля, когда ее «щекочут» муравьи. Они же, вернее их крылатые собратья (этакие ВДВ муравейного сообщества), разносят зародышей тли на тыльные стороны листьев садовых деревьев и кустарников. Чтобы избавить растительность от этой заразы, надо уничтожать распространителей ее (крылатых «диверсантов») и самих «эксплуататоров»-иждивенцев.
8 июня – Алфей-глинник.
По преданию, этот апостол гончарным делом занимался.
Наряду с кузнецом (он же зачастую и жестянщик) гончар-горшечник в старину был самый уважаемый человек на селе. А что удивительного-то? За исключением чугунов и сковород, почитай, вся посуда была глиняная.
На всю Самарскую Луку, а может, и за Волгой славились гончары-горшечники из Большой Рязани. В старину они привозили свой товар на Аскульскую (официально – Богородскую) общесамаролукскую ярмарку дважды в год – осеннюю и весеннюю (до начала XX века Аскулы были волостным центром всей Самарской Луки). А в мое время в обычные дни возами везли. Распродавали свою продукцию с ходу. Мужики шутковали (не без горечи, конечно, про такое, на их взгляд, безумство): вам-де, бабам, вагон пригони – все расхватаете!
10 июня – Евтихий.
«День тихий – к урожаю».
Вот когда после десятилетки два года работал на Урале и когда три года служил в армии, с удивлением убеждался, какие мы все же разные: горожане и сельчане. Помню, как горожане потешались над сообщениями в газетах и по радио о том, что «несмотря на неблагоприятные погодные условия, хлеборобы Поволжья (Кубани, Сибири и т. д.) вырастили и собрали богатый урожай зерновых». «Каждый год одно и то же: несмотря на неблагоприятные условия!..» – ухмылялись они. Сельчане морщились от такого остолопства представителей славного рабочего класса и трудовой интеллигенции, но помалкивали (давала себя знать некая ущербность крестьянская перед пролетариями-то). После армии поработав без малого семь лет в межрайонной и районных газетах нашей области, я, что называется, воочию убедился: как нелегко, даже «каторжно» нелегко дается и современному хлеборобу россиянину хлебушко и как не только по стране, но и по области у нас ежегодно «неблагоприятные погодные условия».
11 июня – Федосья-колосяница: хлеб начинает колоситься.
То-то радостная картина для хлеборобского сердца.
Для односельчан и дачников приведу совет Льва Толстого на эту пору:
«В ненастье грабли к покосу приготовить. Косу купить. Не покупать не умеючи. Разница в косах большая. И плохая коса замучает (От себя присовокуплю: и от хорошей косы, если плохо отбить ее вечерком, добра не видать. А отбивать ее, чтоб как бритва была, – большое искусство. Не каждому дано!) Уладить молотки и отбои, чтобы к людям не ходить, а самому послужить тем, у кого нет».
Как сейчас помню: по вечеру очередь к отцу моему Николаю Алексеевичу – знатному косарю-косопробивателю – на пробивку кос выстраивалась. Так что, бывало, покойница матушка моя незабвенная Анна Никифоровна серчала (втайне-то гордясь!): «Вы его ужинать-то отпустите?!»
12 июня – Исаакий.
У Даля на этот день вот что: «Сажают бобы, приговаривая: «Уродитесь, бобы, и круты, и велики на все доли, на старых и малых».
Анатолий Солонецкий, газета «Ставрополь-на-Волге»
фото: www.sad-gorod.com.ua