1 декабря – Платон и Роман: Каков Платон (Роман) – такова и зима

белка сидит на ветке дерева зимой

Древнерусское название декабря – «студень». А еще «хмурень» (все чаще и чаще в этом месяце хмурится небушко).

«Декабрь глаз снегами тешит да ухо морозом рвет». А еще и язык! Кто из нас, мальцов, не поддавался коварному наущению «старших товарищей» лизнуть морозно-«сахарную» дверную скобу декабрьскую! В свое время совращенный на это, я уже на следующий год сам оказался в числе «старших товарищей». Ох, и досталось мне от покойной матушки за такое «совращение» моей троюродной сестрички Оленьки, что аж года на два младше меня была! Может, у кого о ремне представление этакое академически-отстраненное – только не у меня!

А самые любые сельчанскому сердечку поговорочки вот какие:

«Снег на полях – зерно в закромах».

«Идет снежок – сыплется зерно в мешок».

«Снег глубок – и хлеб хорош».

Астрономическое начало зимы 21 (22) декабря – с декабрьского солнцестояния до 20 (21) марта – мартовского равноденствия. Три месяца.

Метеорологически зима начинается со дня перехода среднесуточной температуры воздуха через ноль градусов – это с 4 ноября по 4 апреля – пять месяцев.

Нашими предками замечено: между зимой и летом имеется прямая связь. «Холодная зима – жаркое лето». «Если зимою сухо и холодно – летом сухо и жарко». «Зима снежная – лето дождливое». «Зимой вьюги – летом ненастье».

И еще замечено: зима и лето вперемежку влияют друг на друга. А именно: семь годов – зима по лету и семь годов – лето по зиме, а три года само по себе. Вот уж воистину: старушка на-двое сказала.

1 декабря – Платон и Роман

Зимоуказатели. У Даля: «Каков Платон (Роман) – такова и зима».

«Платон и Роман зиму кажут, а детворе железные скобы сахаром мажут».

4 декабря – Введение

Для церкви это двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Народ же сохранил в названии этого дня только первое слово – введение, соотнося его не столько с Богородицей, сколько с понятием начала – введения, вступления в свои права зимы.

На Введение устраивались пробные выезды на санях по первому снежку. Право начать зимние гуляния предоставлялось молодоженам. В этот же день на Руси проходили ярмарки, они так и назывались – Введенские. Возы, вспоминала, бывало, бабаня, заполняли не только Базарную площадь в Аскулах, на которой обычно-то сходы проводились, но и близлежащую Большую дорогу, по которой проходил Московский тракт. Чего только не было на этих возах! Тут и рыба всех видов из Осиновки, Винновки, Ермаково, и уголь (для кузниц), и деготь, и скипидар из Зольного и Солнечной Поляны, и валенки, и другая обувь.

Народный месяцеслов отмечает введенские морозы. «Наложило Введенье на воду толстое леденье».

Хорошая примета на сей день есть: «Если в Введенье ляжет глубокая зима – готовь глубокие закрома: будет богатый урожай хлебов». Дай-то бог!

5 декабря – Прокоп

Этим вечером всем селом – и стар, и млад – выходили расставлять вехи вдоль дорог, чтоб они, улошные-то, в снегу не затерялись. Бульдозеров-то тогда не было – дороги приходилось укатывать, а местами и вручную расчищать.

Так уж и всем селом выходили? И никто сачкануть не моги? Да, именно всем селом! Староста с сотскими да с десятниками очень быстро тебя самоотверженно на общее дело трудиться заставят. Так что благодаря этим начальничкам на общественных началах каждое утро все дороги в селе после бурана в порядок приводились. Прочитав это, либералисты за голову схватятся: какой-де, оказывается, на селе в ту пору произвол творился. А иначе бы село в наших суровых погодных условиях просто-напросто не выжило бы без такого произвола-то!

Повечеру смотрели на небо: к холодам – оно звездное, к теплу – слепое, тусклое.

Еще присматривались к печным и подтопочным трубам. К морозу – дым тянется столбом, «на дыбы встает», к оттепели – виснет коромыслом, к земле прибивается.

Анатолий Солонецкий, газета «Ставрополь-на-Волге»

белка сидит на ветке дерева зимой