"История - есть священная книга..." (Н.М.Карамзин) - эпиграф.

Семь лет тому назад на заводе издали книжку под названием "ОАО" АВТОВАЗ". Директор по персоналу А.Чебашов в предисловии написал: "Тот народ, который не знает своей истории, обречен на вымирание. Тот коллектив, который не проявляет корпоративного патриотизма и не знает историю предприятия, не может считаться сплоченным и современным. Трудовой коллектив АВТОВАЗа всегда отличался не только трудолюбием, но и особым "вазовским патриотизмом", хорошим знанием завода и его истории".

Возразить нечего, кроме того, что знание истории завода сегодня потихоньку меркнет. Даже некоторые ветераны ВАЗа с трудом вспоминают названия нашего завода, которых было более десятка от "Завод по производству легковых автомобилей в г. Тольятти Куйбышевской области" до "Открытое акционерное общество "АВТОВАЗ" (ОАО "АВТОВАЗ"), а теперь вообще наш завод носит имя новых хозяев, зарегистрированных за рубежом (имею в виду обладателей контрольного пакета акций). Хорошо, что краткое название сохранено в памяти: ОАО "АВТОВАЗ".

Руководителями ВАЗа до 26 декабря 2006 года всегда были генеральные директора, правда, иногда название состояло из двух слов "президент-генеральный директор". На внеочередном общем собрании под влиянием московских "варягов" было принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО "АВТОВАЗ" управляющей организации ООО "УК Группа "АВТОВАЗ". Полное название руководителя завода звучало так: "Президент общества с ограниченной ответственностью "ГРУППА АВТОВАЗ", выполняющий полномочия единоличного исполнительного органа ОАО "АВТОВАЗ". Этим единоличным исполнительным ОРГАНОМ руководил с 27 декабря 2006 года по 27 августа 2007 года Владимир Владимирович Артяков.

Вспоминаю свою эпиграмму по этому случаю:

Как "варяги" прихватили
ВАЗа теплую трубу,
Появился новый ОРГАН,
будто вырос хрен на лбу.

Как только Владимир Владимирович ушел в губернаторы Самарской области, так сразу вернули название "президент ОАО "АВТОВАЗ". В истории завода спорным является и число первых руководителей, так, например, после Игоря Есиповского восьмым директором считают Нагайцева Максима, но он был лишь исполняющим обязанности со 2 августа по 26 декабря 2006 года. Так что Артякова надо считать восьмым, а уж Бориса Алешина - девятым первым руководителем ВАЗа. Потом Игорь Комаров, которого сменил Бу Инге Андерссон - одиннадцатый "хозяин завода". 20 июля этого года в Литературной гостиной АВТОГРАДА собирались ветераны завода, в числе которых были первопроходцы поляковской команды. Наум Штрих поделился воспоминаниями далеких лет. Все-таки уже исполнилось 49 лет, как было подписано Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР за номером 558, которое стало точкой отсчета биографии ВАЗа. Правда, начальники-ветераны теперь почему-то стесняются произносить слова "Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза", заменяя их словами "Правительство страны". Напомню заводчанам и жителям города слова Алексея Николаевича Косыгина, члена Политбюро ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР: "Волжский автозавод является крупнейшим автомобильным предприятием в Европе. Он сооружен в кратчайшие сроки, в которые у нас в стране не строилось ни одно подобное по своим масштабам предприятие". Встреча ветеранов прошла душевно и запоминающе. Подарили ветеранам ВАЗа свои песни и музыку артисты из Москвы и наши местные творческие люди, но об этом надо писать отдельно...

Юрий Целиков, член Совета ветеранов ОАО «АВТОВАЗ»

выпуск автомобиля ВАЗ 2101 Копейка конвеер
«Город на Волге»

фото: из открытых источников