Закат строительного гиганта

Новости Тольятти augustnews.ru

ГК «Автозаводстрой» банкротят, а ее бывшего гендиректора Игоря Кадырова судят по обвинению в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями.

Бывший глава некогда крупнейшей строительной компании города ГК «Автозаводстрой» Игорь Кадыров на минувшей неделе оказался на скамье подсудимых. 51-летнего почетного строителя РФ судят по обвинению в серии уголовных преступлений. Это два мошенничества в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и два злоупотребления полномочиями, повлекшие тяжкие последствия (ч. 2 ст. 201 УК РФ).

Немного предыстории

Объемное уголовное дело, материалы которого образовали 33 тома, было возбуждено год назад, 25 апреля 2016 года. Тогда же Кадыров был арестован и заключен под стражу.
Уголовное дело расследовалось следственным управлением У МВД по г. Тольятти. По версии полиции и прокуратуры, утвердившей обвинительное заключение, в 2015 году Кадыров, будучи гендиректором ОАО «Автозаводстрой», находясь в сговоре с группой неустановленных лиц, похитил в общей сложности 50 млн рублей, принадлежавших ООО «ЛАПП Руссия» и АО «Станкопром». Эта крупная сумма была выделена в качестве аванса по договорам подряда на строительство крупных объектов недвижимости на территории Самарской области.

При этом, как указывается в сообщении прокуратуры, для создания у контрагентов иллюзии надежности перечисления денежных средств использовались поддельные банковские гарантии, согласно которым банк якобы брал на себя обязательства по возвращению аванса в случае нарушения ОАО «Автозаводстрой» условий договора.

Напомним, что вся эта история связана с плачевной ситуацией, в которой оказались работники дочерней компании «Автозаводстроя» — ООО «СтавропольСтройСервис», занимавшиеся строительством спорткомплекса «Лада-Арена» и предприятия «Джей Ви Системз». Именно с возведением этих объектов связан закат крупнейшей в Тольятти строительной компании ГК «Автозаводстрой», где всего несколько лет назад трудилось более 1,5 тысячи человек.

Напомним, специфика строительства сейчас такова, что застройщик сам изыскивает средства на строительство (находя инвесторов или занимая деньги в банке) и только по окончании строительства получает от заказчика оплату.

Заказчиком завода «Джей Ви Системз», где должны были выпускаться автомобильные кузова, было СП «Джи-Эм-АВТОВАЗ». Уже на этапе возведения объекта, когда ГК «Автозаводстрой» вложил в него немалые суммы, «Джи-Эм-АВТОВАЗ» отказался от строительства из-за экономических проблем.

С «Лада-Ареной» вышла немного другая история: уже на этапе окончания строительства областные власти пришли к выводу о том, что смета завышена, и срезали ее сразу на миллиард рублей. ГК «Автозаводстрой» понес большие убытки, после чего компания переродилась, сменив вывеску на АО «Промышленное строительство». Однако это не решило финансовых проблем строительной компании.

По сведениям прокуратуры города, «СтавропольСтройСервис» (ССС) являлась дочерней фирмой и основным подрядчиком «Автозаводстроя» и, работая на возведении «Лада-Арены», получила от заказчика работ по договорам 600 млн рублей. Деньги, как полагает прокуратура, на счетах «Автозаводстроя» были. Однако компания не перевела их подрядчику — ООО «СтавропольСтройСервис», в результате чего 528 работников компании не получили свою зарплату, на тот момент более 65 млн рублей.

Люди до сих пор ждут этих денег, обивая пороги правоохранительных и властных структур, обращаясь в СМИ.

В ответ прокуратура твердо заявляла, что работа идет и Кадыров, виновный в невыплате работникам денег, будет наказан по всей строгости закона. Строители отвечали, что их, по большому счету, не интересует, будет ли наказан Кадыров, — люди хотят просто получить свои деньги. К сожалению, этого так и не случилось.

Еще полгода ареста

Итак, практически год уголовное дело расследовалось и наконец попало в Центральный районный суд. На минувшей неделе здесь состоялось предварительное слушание по делу. На суд Кадырова, как и положено для арестанта, доставили в наручниках. Проходя в сопровождении конвоиров по коридору мимо родных, а также коллег по работе, которых, надо сказать, пришло совсем немного, буквально несколько человек, Кадыров улыбался и даже пошутил, увидев фотографов: «Я теперь такая знаменитость?»

Кадырову было явно приятно видеть близких людей, общества которых он был долгое время лишен. К сожалению, на беглых взглядах в коридоре при входе и выходе из зала заседания общение Кадырова с близкими завершилось. Дело в том, что в зал судебных заседаний никого, кроме сторон по делу, не пустили, а родных к Кадырову не пускают даже на свидания в СИЗО. По крайней мере, об этом «Площади Свободы» сообщил сидевший в коридоре суда сын Кадырова, Максим. Как рассказал Кадыров-младший, на предварительном заседании решались вопросы об избрании дальнейшей меры пресечения бизнесмену. Кроме того, адвокат Кадырова подала ходатайство о возвращении материалов уголовного дела в прокуратуру — для устранения процессуальных нарушений.

«Мы считаем, что обвинительное заключение составлено неверно, с нарушением Уголовно-процессуального кодекса, — рассказала в перерыве адвокат. — Заявили ходатайство об исключении некоторых доказательств по делу. Суд будет давать им оценку, но они могут быть оставлены и на будущее, потому что суд еще не приступил к изучению материалов. Прокуратура заявила ходатайство о продлении меры пресечения на шесть месяцев. Это максимально возможный срок, который предусмотрен по закону на стадии судебного слушания. Мы возражаем».

«Не бронировал он никаких билетов»

Адвокаты, как водится, лаконичны, поэтому корреспондент «Площади Свободы» задал несколько вопросов Максиму Кадырову.

— У моего отца пятеро собственных детей, включая меня, и еще один ребенок на иждивении, то есть всего шестеро, — рассказал Максим. — Из них двое детей малолетних — дочери год и сыну полтора. В связи с тем, что он многодетный отец, адвокаты всякий раз ходатайствуют в суде о том, чтобы его отпустили под домашний арест, надев на него браслеты.

Чтобы он хотя бы с детьми сидел. Потому что какой смысл ему находиться в СИЗО, когда еще ничего не предъявили. В материалах дела везде фигурируют неопределенные лица. Везде написано «неопределенные лица совершили неопределенные действия», то есть ничего конкретного.

На основании подозрений держать человека целый год за решеткой, вдали от детей — это несправедливо и, я считаю, незаконно. Я читал заключение по материалам 33 томов. Там написано, что он совершил и действия, но никаких аргументов не приводится, как именно. Нет такого, что, например, он деньги вывел куда-то. Тем более еще эта история дурацкая с бронированием билетов во Францию, за что его арестовали с самого начала.

Он не заказывал никаких билетов, чтобы улететь за границу. Год назад представитель следствия сообщил, что отец забронировал авиабилеты во Францию с перелетом через Хельсинки. А значит, он хочет скрыться, и поэтому его нужно арестовать. Спустя год следствие так и не установило факта брони билетов. Было установлено, что билет бронировал другой человек с другого номера телефона. Но следствие это не проверило, а просто согласилось со словами о попытке скрыться. Но на основании той брони его год и продержали под арестом.

Мы считаем, что на него идет давление, может быть, политическое или экономическое, потому что предприятие (АО «Промышленное строительство». — Прим. ред.) все-таки было крупным. К сожалению, это время уже в прошлом, сейчас там назначен арбитражный управляющий, идет процедура банкротства.

«В безвыходной ситуации»

— Как вы полагаете, кто виноват в том, что рабочие «СтавпропольСтройСервиса» не получили зарплату?

— К сожалению, всех нюансов этой истории не знаю, — рассказал Максим Кадыров. — ССС был на подряде у «Автозаводстроя», который занимался только поиском объектов и взаимодействием с заказчиком. То есть все люди, которые строили объекты, работали в ССС, поэтому обвинять отца в невыплате зарплаты некорректно. Отец также озвучивал, что готов помочь выплатить зарплату, но его арестовали. А как он может проводить переговоры из-за решетки? Там были долги по «Джей Ви Системз», по «Лада-Арене». Он хотел их выбивать, готовил мероприятия по претензионной работе по «Джей Ви Системз». В итоге получилось так, что в процесс включились еще и кредиторы «Автозаводстроя», пользуясь тем, что предприятие осталось без руководства».

— Как вы считаете, какую роль в этой ситуации сыграли губернские власти?

— Я считаю, что отец в тот момент попал в определенную безвыходную ситуацию. С «Джей Ви Системз» они не могли взять деньги, потому что они уперлись в свое, и нужны были серьезные расходы, чтобы вести борьбу за свои интересы. Тогда уже и прокуратура начала вопросы задавать. И он стал перед выбором, что делать: продолжать пытаться вытащить долги с «Джей Ви Системз» или начинать делать то же самое по «Лада-Арене». И он, видимо, начал претензионную работу по «Лада-Арене». Было размещено заявление на сайте. И после этого буквально через несколько дней его арестовали. Обыски провели одновременно у него дома, у меня дома, хотя я, например, работал и работаю в «АвтоВАЗтрансе» руководителем логистики и никак не связан с деятельностью отца.

— Ваш отец считает себя невиновным?

— Абсолютно.

День рождения — грустный праздник

— На что опирался адвокат, ходатайствуя о возвращении уголовного дела обратно в прокуратуру?

— Многие вопросы следствие оставило в подвешенном виде, не представив итоговое умозаключение. Есть доводы, есть предположения, но нет конкретики. Адвокаты считают, что на основании этих материалов невозможно обвинять человека. Поэтому защита подала ходатайство о направлении материалов на доследование. Тем более появились новые моменты, новые свидетели со стороны представителей сделки с банковскими гарантиями.

Они требуют, чтобы эти факты расследовали более внимательно. Потому что многие люди не опрошены, например, со стороны банка, который гарантии выдавал. Поэтому мы считаем, что вины человека абсолютно никакой нет. По крайней мере, исходя из тех материалов, которые ему предъявляют.

Я эти 33 тома листал, смотрел. Видно, что сначала хотели его привлечь по заработной плате. Потом, томе на пятом, тема меняется на то, что он причинил ущерб другим компаниям. Потом тому к пятнадцатому начинается история с ООО «ЛАПП Руссия» и АО «Станкопром». Здесь уже начали копать более глубоко и, видимо, решили, что на этом надо остановиться.

— В каких условиях содержится ваш отец?

— Он содержится в Тольятти в СИЗО № 4. Судя по письмам, которые он нам писал, в камере с ним то два, то три человека, и все время разные, насколько я понимаю. А так нас к нему не пускают. Неоднократно я писал обращения к следователю, он мне отказывает. Причина — якобы тайна следствия. То есть я своим присутствием, своими разговорами могу что-то нарушить, как-то повлиять на ход дела.

У моего отца день рождения 22 апреля. В прошлом году сразу после дня рождения его арестовали, месяц держали в изоляторе в Центральном районе и затем перевели в СИЗО. То есть получается, что он уже год находится за решеткой, не имея возможности увидеть родных.

Откуда деньги на адвоката

— У вашего отца есть какие-то заболевания?

— Я помню, что у него были проблемы с ногами, они опухали все время. Были проблемы с желудком, и самое главное, постоянно скачет давление. Он принимает лекарства, которые выравнивают давление. Все-таки работа у него была умственная, и вы понимаете, что это накладывает определенный отпечаток.

Могу добавить еще, что у него есть отец, то есть мой дедушка. Он очень сильно болеет. За этот год он ощутимо сдал. Во-первых, у него грыжа большая на животе, которая неоперабельная, потому что он просто не перенесет ее. За этот год, пока отец находится в СИЗО, мне пришлось заниматься дедом. Раза три он был на волоске от смерти, и я возил его в больницу в экстренном порядке. В такие минуты особенно обидно за то, что отец сидит за решеткой и ничем не может помочь.

— Игорь Шарифович был единственным кормильцем в семье? Как его супруга Ольга теперь содержит себя, детей, как нанимает адвоката из Москвы?

— Насколько я знаю, постоянного источника дохода у Ольги нет. Пару раз я помогал ей финансово, но мы также зарабатываем не очень большие деньги. Сейчас она сидит с четырьмя детьми, и конечно, ей приходится очень непросто.

Относительно юристов. Вначале делом занимался один адвокат. Потом, где-то через полгода, мы поняли, что этого недостаточно, давление очень сильное, и надо готовиться к суду. Поэтому через знакомых мы наняли юриста из Москвы. Она нам помогает за очень символические деньги, просто копейки. Моей зарплаты вполне хватает, чтобы содержать адвоката. Я просто сумму не буду называть, но вы бы удивились тому, какая она маленькая. Единственное, что тяжело, — это оплачивать ее перелеты сюда. Это дорого стоит. И есть еще один адвокат. Но он непосредственно в деле не участвует… У нас также есть некоторые накопления, но небольшие. В этом нет ничего особенного, такие накопления есть у большинства семей.

Предварительное судебное слушание завершилось вечером. После перерыва суд вынес вердикт: арест продлить еще на четыре месяца, ходатайство о возвращении материалов дела в прокуратуру отклонить. Последнее решение было принято в связи с тем, что суд пока не приступал к рассмотрению материалов дела, а посему не может дать им оценку.

На этой неделе слушание дела продолжится. Не возникает сомнений в том, что дело будет слушаться долго — возможно, все лето или даже до конца года. Так что стороны еще успеют представить все свои аргументы.

Взлеты и падение

Компания «Автозаводстрой» ведет свою историю с начала 70-х годов. Ее работники в свое время возвели такие знаковые для Тольятти объекты, как ДС «Волгарь», спортивные комплексы «Акробат», «Кристалл». Компания построила свинокомплекс «Поволжский», для АВТОВАЗа возвела производство «Лада-Калина», для «Куйбышевазота» — производство «Полиамид-6» и ряд других значимых объектов, в том числе в других городах.

В Тольятти «Автозаводстрой» также построил ТРК «Вега», торговые центры «Парк Хаус», «Касторама», «Медиамаркт», «Метро», «Лента», Ледовый дворец «Лада-Арена».
В 2015 году компания пережила ребрендинг, сменив название на АО «Промышленное строительство», и фактически прекратила свою деятельность. С октября 2016 года компания находится в процессе банкротства.

Из интервью Игоря Кадырова в 2015 году

Мало кто знает, что проект «Лада-Арена» фактически был заморожен, и только благодаря нашей компании и государственно-частному партнерству получил путевку в жизнь. Мы предложили правительству привлечь наши деньги, средства инвесторов и достроить объект. Но то, как сложилось в дальнейшем сотрудничество, в очередной раз доказывает несовершенство современной системы, ее незрелость. В результате мы выставили иск на 800 миллионов рублей правительству Самарской области. В любом случае, уникальный спортивный комплекс построен, а его могло и не быть вовсе. Поэтому государству нужно искать вариации сотрудничества с бизнесом.

Цитаты

Областные власти пришли к выводу о том, что смета завышена, и срезали ее сразу на миллиард рублей.

Предварительное судебное слушание завершилось вечером. После перерыва суд вынес вердикт: арест продлить еще на четыре месяца, ходатайство о возвращении материалов дела в прокуратуру отклонить.

Адвокат:

В судах происходит нечто непонятное. Защита представляет аргументы в пользу того, что Игорь Кадыров должен быть отпущен домой, а следователи не представляют. Как это так: человек 16 лет строил город, у него масса наград, и теперь его сразу под арест? Мы обжаловали все решения об арестах Кадырова, дойдя до Верховного суда РФ. И вот наконец замглавы Верховного суда вернул еще сентябрьское решение об аресте Кадырова. В связи с этим мы очень надеемся, что арест будет снят. Я не утверждаю, что Кадыров ни в чем не виновен — это пусть решает суд. Но я считаю, что с гражданином надо поступать по закону.

В тему: «Мы с оптимизмом смотрим в будущее»

В 2015 году, когда страну сотрясал экономический кризис, Игорь Кадыров в должности генерального директора «Автозаводстроя» давал интервью для журнала «Премьер-Эксперт», в котором не скрывал, что дела компании идут неважно. «Строительство переживает тяжелые времена, в том числе в Самарской области и Тольятти. Несмотря на это, мы с оптимизмом смотрим в будущее». Кадыров говорил о дефиците заказов и готовности предложить услуги компании муниципалитету, а также о готовности осваивать российский и зарубежный рынки. Игорь Шарипович также выражал уверенность в том, что «Автозаводстрой», созданный в 70-е годы и прошедший целый ряд кризисов, выстоит и в этот раз. К сожалению, не вышло.

Автор: Евгений Халилов, газета «Площадь Свободы», mail-ps@mail.ru

фото: «Площадь Свободы»

Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь Свободы»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 — 00766 от 21.01.2015