Александру Кирюхину 19 лет, Дмитрий Фокин старше его на три года. Оба жили в Узюково, знакомы почти с детства, словом, сельские друганы. Примерно два раза в месяц они приезжали в Тольятти, чтобы «провести время, отдохнуть, погулять».
У Кирюхина с его пятью классами образования и судимостью за кражу было свое представление об отдыхе. И оно совпадало с мнением Дмитрия, хоть тот и казался смышленее, тем более у старшего брата Фокина в Тольятти имелось жилье.
В Центральный район на красной «пятерке» их привез еще один узюковец. Два любителя погулять переоделись в квартире Александра Фокина, а в знак «благодарности» забрали пылесос, который отвезли в ломбард неподалеку. Выручив 600 рублей, две сотни отдали водителю, с остальными деньгами отправились в ночной клуб «Пещера Алладина». Думали оторваться по полной, но пылесосных рублей хватило только на две бутылки пива. Это несильно расстроило сельчан: выпили для запаха, а дури своей хватало.
Домой, в Узюково, решили добираться пешком и на попутках. Как вариант, хотели попросить у прохожих сотовый телефон, чтобы вызвать такси, а в селе взять у родителей деньги и расплатиться с водителем. Возле кафе попытались познакомиться с двумя девушками, но те отказались с ними общаться: то ли оценили низкий интеллект, то ли определили нулевую кредитоспособность.
И тут Фокин заметил идущего по улице нетрезвого мужчину:
– Сань, смотри, кто чапает.
– И что?
– Сейчас увидишь, пойдем.
Они стали преследовать мужчину, а когда догнали, то повалили его на землю и начали избивать. Жестоко и методично.
– Вы что делаете? Маньяки! Убийцы! – закричала женщина, увидев в окно происходящее.
Парни резко подняли головы и, рассмеявшись, побежали, а избитый мужчина остался лежать на асфальте. Когда женщина, ее родные и соседи вышли на улицу, мужчина негромко хрипел, изо рта у него текла кровь. Невольные свидетели преступления вызвали скорую помощь, помогли погрузить потерпевшего на носилки и донести до машины.
– Когда мы грузили мужчину, я увидела, как из-за угла выглядывает какой-то парень. Он был похож на одного из тех, кто напал на прохожего, – рассказала потом свидетельница.
Она не ошиблась. Забрав у мужчины дешевый телефон и 50 рублей, Кирюхин и Фокин переоделись в известной квартире, затем отправились в ломбард. А по пути заглянули на место преступления.
Вызвав к ломбарду такси, узюковцы тут же заложили телефон. За 200 рублей на паспорт Кирюхина. После чего спокойно уехали домой.
Их задержали через три недели. Именно тогда Кирюхин с Фокиным узнали, что избитый мужчина скончался в реанимации, не приходя в сознание. Фокин стал все отрицать, а его подельник вину признал частично: я не бил, только телефон забрал. Потом родилась версия, что погибший раньше работал с Фокиным сборщиком мебели, занял у него 800 рублей и не хотел отдавать.
– Мой сын – моя давняя боль. Наркотики он употреблял вместе с женой, незадолго до гибели говорил, что с «дурью» завязал, перешел на алкоголь. В тот вечер приходил ко мне в гости, потом отправился домой, – рассказала мать погибшего и добавила, что сын с его травмированным позвоночником никогда не работал сборщиком мебели.
В суде узюковцы вину не признали, пытаясь обойти скользкие моменты. Получалось это у них совсем неловко. Например, Фокин на полном серьезе утверждал, что мужчину не бил, а «трогал ладонями по щекам, чтобы тот пришел в сознание». И недоумевал, откуда у скончавшегося взялась черепно-мозговая травма с линейным переломом теменной кости.
Старший помощник прокурора Центрального района Елена Паникар, поддерживавшая государственное обвинение, предложила лишить свободы каждого на 10 лет. Суд дал по 9 лет, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Адвокаты подсудимых уже обжаловали вынесенный приговор. Действия Кирюхина они просят квалифицировать как кражу, то есть смягчить наказание, а Фокина вообще оправдать. Прокуратура считает, что приговор вынесен справедливый, слово теперь за коллегией по уголовным делам областного суда.
Сергей Русов, «Вольный город», № 25 (1102) 01.07.16
фото: allnews.averlab.com