Наша очередная встреча с ветераном Волжского автозавода Юрием Целиковым состоялась накануне Дня города, однако попытка начать разговор именно с этой темы получилась не очень удачной. Слишком уж сложная ситуация на предприятии, а настроение у тех, кто с ним связан, совсем не праздничное.  

– Можно ли считать завод градообразующим? – повторил мой вопрос Кузьмич. – Взгляните на программу 2016 года – и все станет понятно. План выпуска автомобилей под брендом «Лада» – 246,5 тысячи, притом что в свое время (до прихода москвичей) производили до миллиона автокомплектов в год. Получается, что в четыре раза меньше делаем, а значит, и статус градообразуемости понизился на столько же. Могу сказать, что такого сложного положения на ВАЗе не было никогда. Подчистили почти все резервы, много заводских объектов распродали, а то, что осталось (например, бывшее здание «АвтоВАЗтехобслуживания») никто не покупает. Есть конечно, робкий оптимизм, что к концу года ситуация может улучшиться, но пока ожидания не оправдываются. Мало того, что в прошлом году ВАЗ установил едва ли не мировой рекорд по убыткам, так уже за первый квартал 2016-го ушли в минус на 6,8 миллиарда рублей. Одним только банкам должны более 100 миллиардов… У меня по этому поводу есть новая эпиграмма:

Банкротство ВАЗу все отчетливей маячит,
ВАЗ перешел в убытках все границы.
А иноменеджмент в карманы деньги прячет.
Где взять ежовые большие руковицы?

– Каково соотношение моделей в плане выпуска на этот год?

– «Ларгус» и внедорожник – по 12 процентов, «Гранта» – 19, «Калина» – 8, «Приора» – 7, «Веста» – 23, «Икс Рей» – 9. Очень важно отметить, что последние две модели убыточны для предприятия, а к ижевской сборке «Весты» к тому же есть претензии по качеству. Владельцы жалуются на стуки в подвеске, скрипы панели, проблемы с замком зажигания и прочие мелкие недоработки.

– Насколько они убыточны?

– Примерно 70-100 тысяч рублей на каждый проданный автомобиль. Это чисто арифметические вычисления, где за основу взята общая сумма убытков предприятия и количество реализованных машин этой модели. Такого никогда не было. Что касается остальных моделей, то они хоть и приносят прибыль, хотя и мизерную.

– Почему так получилось? Неужели заранее знали, что «Веста» и «Икс Рей» убыточны, но все равно решили запускать их в производство?

– Вряд ли убыточность кто-то просчитывал заранее, однако она стала появляться в результате бездарного руководства блоком закупок. Индус Венкатран Мамиллапалле, которому на заводе придумали прозвища Маугли и Уголек, довел систему до абсурда. Локализация не растет, а наоборот, уменьшается, причем это касается не только собираемых на ВАЗе иномарок, но и таких моделей, как «Калина», «Гранта» и «Лада 4х4». Вот конкретный пример, касающийся болтов для крепления колес. Есть производитель в городе Белебее, поставляющий на ВАЗ качественную продукцию по цене от 5 до 9 рублей, в зависимости от размера. Аналогичные болты от «Рено», сделанные в Румынии, стоят 12-15 рублей, а торгующая фирменными запчастями фирма «Лада-Имидж» продает их дилерам за 240-280 рублей. Что за ценообразование и какова во всем этом безобразии роль индуса?

– Если не ошибаюсь, Мамиллапалле появился на заводе еще при Бу Андерссоне, однако до сих пор его не выгнали. Получается, что вопросы закупок решаются не в вазовской высотке, а непосредственно в Париже?

– Соглашусь, что это наверняка политика альянса. Есть десятки примеров, когда везут дорогущие детали из Кореи, Турции и других стран, притом что их качество уступает российским аналогам. Дошло до того, что сейчас закупками занимается отдельная компания со статусом юридического лица (она располагается в здании бывшего НТЦ), которая, видимо, наделена правом творить что угодно. Что касается Мамиллапалле, то с ним связана одна интересная история, которая его характеризует. В свое время он инициировал проектирование пятидверного внедорожника с правым рулем для Индии, а потом ляпнул на совещании, что у него есть родственник – владелец таксомоторной компании, который готов купить несколько десятков тысяч таких машин. В общем, организовали работу, потратили деньги на подготовку производства, а когда Бу Андерссон потребовал гарантии стабильного производства и спроса, индус ушел в кусты… Многие удивляются, что такую бездарную личность, как Мамиллапалле, до сих пор держат на заводе. Знаю, что возбуждены уголовные дела в отношении чешских консалтинговых компаний, которые нагребли здесь денег, а эффекта от их работы не было никакого. Так вот, нужно бы и деятельность индуса проверить, поскольку внутрикорпоративная коррупция в системе закупок уже зашкаливает.

– Какие у вас впечатления от нового президента АВТОВАЗа Николя Мора?

– Я ведь составил целый список наказов для него, посоветовав не искать широкой известности и исключить беспредельный пиар, не давать неосуществимых обещаний по быстрому выходу из кризиса. Не нанимать на работу неподходящих для ВАЗа топ-менеджеров, уравнять в зарплате иностранных и российских специалистов, не запрещать держать растения в кабинетах, не путать культуру дисциплины с дисциплиной тирании и так далее. Как вы, наверное, уже поняли, большинство наказов продиктованы ошибками его предшественников.
С Николя Мором мы общались в апреле с переводчиком, хотя он пообещал до конца года выучить русский язык. Человек достаточно интеллигентный, однако создается впечатление, что каждый свой шаг он согласовывает с Парижем, а каждый второй шаг – еще и с Москвой. Он, видимо, ждет годового собрания, осторожничает и не спешит наводить порядок в системе закупок. Если и дальше будет столь же пассивен – долго не продержится. А проблема ведь не только в закупках, но и в отношениях с дилерами. Например, их заставляют на прибыль, полученную с каждого проданного автомобиля, закупать аксессуары на 3,5 тысячи рублей, а с сентября – на 4 тысячи.

– Что за аксессуары такие?

– Мини-сирены, чехлы кожаные, брелки с дисплеем, охранные системы с двухсторонней связью, ковры в багажник, автомагнитолы, литые диски и так далее, причем торгует всем этим фирма «Лада-имидж» по ценам гораздо выше рыночных. Нюанс в том, что у дилеров достаточно этих аксессуаров, купленных еще лет десять назад, ведь покупатели от них отказываются из-за высокой стоимости. То есть вместо того, чтобы сконцентрировать средства на приобретение автомобилей по предоплате, дилеры вынуждены тратить их непонятно на что, поскольку такова политика «Рено-Ниссан».

Ежедневно общаюсь с дилерами. Они говорят: «Мы подали заявку на приобретение автомобилей, а ее не удовлетворяют. Просим больше машин – не дают. Обещали супербюджетную «Приору», однако из-за того, что программа производства мизерная, а импортных деталей все больше, себестоимость опять выросла». Слушаю и понимаю, что Карлос Гон завершает свою разрушительную работу, поскольку одно из лучших предприятий России доведено до нищенского состояния.

– Недавно с территории ВАЗа угнали эксклюзивный автомобиль «Икс Рей» стоимостью около миллиона рублей. Не знаете ли вы какие-нибудь подробности этого происшествия и бывали ли подобные случаи на заводе раньше?

– Бывали. Помню один дерзкий угон через восточною проходную, когда одним автомобилем порвали преграждающую выезд цепь (шлагбаумов тогда еще не было), бросили его, а следом выехала другая машина, которую так и не нашли. Причастен к тому преступлению был охранник-кавказец, который исчез вместе с подельниками.
Что касается нынешнего хищения, то злоумышленники на «Икс Рей» пристроились к колонне одной из делегаций и вместе с ней выехали за территорию без всякого досмотра. Не учли они лишь того, что сейчас все фиксируется на видеокамеру. Двоих подозреваемых уже задержали. Говорят, что это бывшие работники завода, один из которых числился в охране.

– Ветеран ВАЗа Николай Ляченков, недавно удостоенный звания «Почетный гражданин Тольятти», заявил, что заводу необходимо уходить из-под контроля «Рено-Ниссан». Это его личное мнение или он озвучил точку зрения всех ветеранов?

– Соглашусь, что иностранцы приносят заводу большой вред, но если Николай Васильевич позволяет себе такие высказывания (а он это делает не в первый раз), то пусть добавляет, каким образом он хочет, чтобы завод вернулся под полный контроль российского правительства? Есть два пути: либо выкупить, либо обанкротить его. Первый маловероятен, поскольку у государства нет денег, а вот второй исключать нельзя, тем более что предприятие в долгах перед «Ростехнологиями» и несколькими банками. Однако можно лишь догадываться о том, насколько болезненной окажется процедура банкротства, ведь завод остановят на продолжительное время, да и управление введут внешнее. Кстати, если будете лично общаться с Николаем Васильевичем, задайте ему вопрос: сколько вазовских акций он имеет в личном пользовании?

– Наверняка много.

– Все топ-менеджеры, начиная с Каданникова, поступили как жлобы, продав свои акции, а вместе с ними – и весь родной завод. А теперь один из них – Николай Ляченков – мечтает его вернуть назад. Кстати, он же в свое время возглавлял комиссию по обсуждению кандидатур на присвоение звания «Почетный гражданин города», а теперь вдруг сам его удостоился. Сразу возникает мысль: а мог бы так поступить Виктор Поляков?
Не стану говорить, что Николай Васильевич – человек незаслуженный. Он отдал заводу много времени и сил, однако и получил за это не мало. Я его, конечно, с этим званием поздравляю, однако горчинка осталась. А вообще, давно жду, когда присвоят звание почетного гражданина альпинисту Ивану Душарину, прославившему наш город на весь мир.

– Раз уж от дел заводских плавно переходим к городским, хочется спросить: ходили ли на праймериз «Единой России»?

– Ходил, но в основном для того, чтобы прочувствовать обстановку и понять, воодушевился ли народ этим праймеризом. Минут 15 просидел я на участке в гордом одиночестве, потом люди потихоньку стали подтягиваться, однако о массовости говорить не приходится. Голосовал за всех, кто имеет отношение к Волжскому автозаводу или союзу машиностроителей. Даже на фамилии не смотрел.

– Если не ошибаюсь, вы хорошо знакомы с Анатолием Волошиным. Что думаете по поводу отзыва лицензии у «Эл Банка» и виделись ли вы с ним после этого события?

– Да, знакомы, ведь он ветеран ВАЗа и автосервиса. Мы виделись за несколько недель до отзыва лицензии, причем он был уверен, что несмотря на временные трудности удастся сохранить банк. О моем доверии Волошину говорит хотя бы тот факт, что именно в его организации я получал пенсию и хранил свои накопления. Не стал снимать деньги, веря, что в правительстве и Центробанке найдутся здравые люди, которые не будут останавливать деятельность банка, игравшего значительную роль в кредитовании малого и среднего бизнеса. На деле же вышло, что его просто кинули, видимо, с целью расчистки банковского рынка для столичных финансовых организаций.

– Впереди – 50-летие ВАЗа, а праздничной атмосферы в городе не чувствуется. Говорят нам про какие-то 47 миллиардов рублей, которые правительство России якобы готово выделить на юбилей, но горожане сомневаются, что деньги действительно дойдут до Тольятти…

– Тянуть эти миллиарды будут до 2020 года, причем пойдут они на строительство моста через Климовку, ремонт дорог, достройку нескольких социальных объектов. Что касается непосредственно праздника, то Бу Андерссон выделил на него деньги, однако Николя Мор уже дважды бюджет секвестрировал. В плане остались лишь несколько мероприятий, так что не стоит рассчитывать на масштабность праздника. Если только губернатор Меркушкин не решит пропиариться перед выборами и не выделит что-нибудь из областного бюджета.

– В заключение хочется спросить: каково, на ваш взгляд, будущее у Тольятти? Выстоит ли он, не разъедется ли большинство жителей по другим, более комфортным для проживания городам?

– Уверен, что город не пропадет. Народ ведь у нас настолько привык приспосабливаться к меняющим условиям, что всегда найдет, на чем сэкономить. К примеру, владельцы машин постепенно перетекают из дорогих автосервисов в гаражи, где проводят техобслуживание сами либо с помощью мастеров-одиночек, услуги которых гораздо дешевле. Кроме того, спасибо Виктору Полякову и его последователям, которые смогли обеспечить почти каждого работника ВАЗа хоть маленьким, но участком, на котором выращивают овощи и фрукты. Так что с голоду не помрут. Снова люди начали заполнять погреба на зиму соленьями, вареньями… Раз в войну выжили, то преодолеем и период кланово-бюрократического капитализма.
– Главное, чтобы работа была и зарплата более-менее достойная. А то вазовцы жалуются, что по 17 тысяч получают, из которых 5-6 приходится отдавать за услуги ЖКХ.

– Тут тоже каждый хитрит, как может. Кто-то уходит от налогов, а вот я, например, не плачу за капремонт. Договор никто со мной не заключал, сроки и качество выполнения работ вызывают большие сомнения. Да и обещанную пенсионерам скидку до сих пор не предоставили.

Андрей Липов, «Вольный город» №21 (1098) 03.06.2016

девушк ана конвеере

фото: www.tltnews.ru

фото: из открытых источников