Юрий Целиков: Перспективы ВАЗа – раздербанивание предприятия на отдельные блоки

Юрий Целиков
Юрий Целиков

Недавно ветеран ВАЗа Юрий Целиков побывал в Грузии, где гостил у одного из купивших там дом тольяттинских друзей. С учетом сложных взаимоотношений между странами мы решили начать встречу именно с этой темы, хотя вскоре перешли к традиционным вопросам, касающимся ситуации на Волжском автозаводе.

– Если конкретнее, то был я в Аджарии, недалеко от Батуми, – сказал Юрий Кузьмич. – Никакого негатива по отношению к русским там нет. Были в музее Маяковского, смотрели дачу Шеварднадзе, ездили на минеральный источник. Вообще очень понравилось, и я даже хочу приехать еще раз, но уже на машине по Военно-Грузинской дороге.

Местные достаточно радушны и очень жалеют, что распался Советский Союз. Они говорят, что могли бы получить гораздо больше, если бы остались с нами, и даже голосовали на референдуме за сохранение СССР. Сейчас же российский рынок для них фактически потерян.

Нас много возили на машине, и я старался фотографировать вазовские модели. Их немного: в основном «копейки», «шестерки» и старенькие «Нивы». Я даже пошутил, что коров там на дорогах больше, чем наших автомобилей.

– Вазовские дилеры там работают?

– Насколько мне известно – нет, хотя местные говорят, что с удовольствием покупали бы наши внедорожники. Там ведь горы и не везде можно проехать на обычной легковушке, особенно зимой. Они, кстати, покупают модель «4х4» в России, но при перегоне через границу возникают сложности с оформлением.

– Ну вот, открыли вы для вазовского руководства потенциальный рынок…

– Если бы глава нашего государства подружился с Грузией так же, как недавно с Турцией, это могло бы положительно сказаться на делах ВАЗа.

– Не думаю, что с учетом разных взглядов по вопросам независимости Абхазии и Южной Осетии такая дружба возможна.

– Ничего невозможного нет, тем более что период Саакашвили закончился и ситуация в целом благоприятная. У народов ведь много общего. Они поэтов наших очень ценят: Лермонтова, Пушкина, Маяковского.

– Что ж, давайте перейдем к вопросам, касающимся ВАЗа.

– Давайте, тем более что я специально подготовил наглядный материал (достает из кармана два болта, – прим. авт.). Помните, я вам рассказывал про болты для крепления колес, один из которых сделан в Белебее, а другой – в Румынии?

– Да, конечно. Помню, что они по цене сильно отличались, однако дилеров заставляли покупать именно дорогие.

– Так вот, история эта получила продолжение. Вот два болта. Один для модели «4х4» (стоит 15 рублей), другой – для «Приоры» (7 рублей). Хотел еще для примера купить болт для крепления колеса «Ларгуса», но не стал этого делать, потому что мне предложили сразу комплект из четырех штук. Знаете, сколько стоит?

– Вы меня пугаете, Юрий Кузьмич…

– Вы правильно испугались, потому что цена этого комплекта – 1 150 рублей. Это что же такое происходит? Ну зачем мы покупаем корейские или румынские болты, если в Белебее изготавливают качественную и дешевую продукцию?

– Опять будете ругать отвечающего за закупки комплектующих индуса?

– В том, что индус продолжает вредить ВАЗу, сомнений нет, однако стоит обратить внимание вот на какой момент. Продажей этих болтов для «Ларгуса» занимается являющаяся монополистом тольяттинская компания «Лада Имидж», которая наверняка покупает их гораздо дешевле и таким образом наживается. Простой автомобилист может поехать на «железный рынок» и приобрести дешевый аналог, а дилеры так сделать не могут, поскольку их заставляют в убыток себе покупать оригинальные запчасти. В принципе, это правильный подход, но зачем же издеваться, устанавливая такие цены? Дилеры и так сегодня в чрезвычайно сложной ситуации.

– Так и не спешит руководство ВАЗа поворачиваться к ним лицом и налаживать диалог?

– Пока не вижу реальных действий в этом направлении. Мало того, сейчас регулярно составляется рейтинг дилеров ВАЗа. Есть три их категории, от которых зависят взаимоотношения между заводом и продающими машины организациями, – это лидеры, надежные и проблемные. Вот у меня здесь свежий рейтинг, лидируют в котором фирмы из Ульяновска, Санкт-Петербурга и Белгорода.

– А что плохого? Стимулируют дилеров быть лучшими…

– Так то оно так, вот только система начисления баллов дилерам довольно странная. К примеру, есть фирма «Универсал», которая за девять месяцев продала больше всех машин на тольяттинской площадке (1 144), однако в рейтинге занимает лишь 264-е место, а автоцентр «Тольятти-ВАЗ», который самый грамотный по гарантийной работе, – 303-е из 326 входящих в этот список.

– Ерунда какая-то получается. На чем основывались те, кто составлял рейтинг?

– Я вам скажу, на чем. Во-первых, у них не оказалось графика уборки санузлов, хотя сами туалеты находятся в идеальном состоянии. Во-вторых, нет окна для выдачи запчастей, хотя их вполне можно выносить через дверь. И прочие мелочи, которые в итоге потянули на низкую оценку. Кстати, директор «Универсала» рассказал мне смешную историю о том, как 30 лет назад его дочь выиграла первенство СССР по лыжным гонкам, однако по физкультуре у нее стояла тройка за то, что она через козла неправильно прыгает. Вроде бы разные случаи, но сколько в них общего! И вообще, эта рейтинговая система обеспечивает ненужной работой десятки региональных менеджеров. Лучше бы думали, как продажи увеличить, а они сами ерундой занимаются и другим работать мешают. Вот и получается, что дилеры из кожи вон лезут, чтобы быть повыше в рейтинге, прибегают к разным хитростям.

– Чешский вице-президент ВАЗа по продажам и маркетингу Ян Птачек в курсе тех проблем, которые имеются между заводом и дилерами?

– Ему написали письмо и даже перевели его на английский язык для лучшего понимания проблемы. А он даже не пожелал вникнуть, просто отписав бумагу своему заму Виталию Осипову, уже успевшему дискредитировать себя в глазах многих дилеров. Вот пока отношение высшего руководства не изменится, не стоит ждать серьезных улучшений, в том числе и по объемам продаж. Говорить они могут все что угодно, однако, по моим наблюдениям, добрая половина действующих работников завода потеряли к нему уважение. А помните, как Окуджава писал:

Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше.

Стоит Николя Мору и его подчиненным над этими строчками задуматься, если, конечно, перед ними не поставлена задача окончательно угробить завод.

– Была информация о том, что на ВАЗе готовят новую масштабную пиар-кампанию «Весты», которая, вероятнее всего, будет включать большое количество роликов по федеральным каналам. Как вы к этому относитесь?

– Лучше бы начали вкладывать деньги в подготовку к мероприятиям, посвященным к 40-летию «Нивы», которое будет отмечаться в апреле 2017-го. А вообще, любая пиар-кампания в условиях нарастания убытков – это как строки из песни: «Не сыпь мне соль на рану, она и так болит»… Реклама на телевидении стоит огромных денег, и кто-то из приближенных Николя Мора наверняка хорошо на этом нагреется. В свое время Бу Андерссон большое внимание уделял всяким рекламным кампаниям, а результат мы видим – колоссальные убытки. Кстати, мне тут недавно газета попалась прошлогодняя, где писали о том, как 16 октября поздравляли с 60-летием Бу Андерссона. А сейчас ни один из этих лизоблюдов даже не вспомнил, что у человека очередной день рождения. Куда они все подевались-то? Ведь любили его так сильно… Я связался через интернет с Катаржиной Матушковой (неофициальной женой бывшего президента, – прим. авт.) и задал ей этот вопрос, правда, ответа не получил.

– Ну, теперь есть другой объект для обожания…

– Мы же с вами не забываем про Каданникова, Вильчика. Что же так со шведом-то? Неужели так сильна политическая флюгерность у жителей Тольятти? Его ведь даже вырезали из кадров, когда фильм к 50-летию ВАЗа готовили, хотя там упоминалось про «Весту» и «Икс Рей», которые именно Бу Андерссон запускал в производство. Сделали из него едва ли не врага народа. Я ведь и сам его много критиковал на страницах «Вольного города», однако стоит отметить, что дисциплина при нем была жесткая, а сейчас заметно ослабла.

– Стоит ли понимать ваши слова как ностальгию по бывшему президенту?

– Я лишь констатирую факты. Нельзя ведь не замечать, что напряженного ритма работы на ВАЗе теперь не ощущается, убытки растут ежедневно, а план сборки постоянно корректируется в сторону уменьшения. Конечно, есть среди ветеранов и те, кто считает, что вреда от Бу Андерссона было больше, чем пользы. Есть даже письмо с оценкой деятельности, в котором шведа обвиняют в наращивании убытков и разрушении заводской системы.

– Кто его писал?

– Ветераны, причем высказываются пожелания, чтобы на основании письма в отношении Бу Андерссона было возбуждено уголовное дело. Что касается меня, то со многими доводами согласен, однако после драки кулаками не машут. К тому же хорошо бы проанализировать степень виновности не только шведа, но и каждого из членов совета директоров, получавших хорошие бонусы в тот момент, когда завод наращивал убытки. Нельзя вешать всех дохлых кошек на одного человека.

– Какие, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы у ВАЗа?

– Постепенное раздербанивание предприятия на отдельные блоки, которым предстоит выживать самостоятельно. Хочу напомнить, что в свое время еще Каданников активно занимался поиском инвесторов. Он видел, что правительство России в автопроме сильно не заинтересовано, так что налаживал контакты с иностранными компаниями, думая, кому из них выгоднее продаться. В итоге хоть позже, но все-таки отдались французам, которые умело реализуют стратегию превращения ВАЗа в лучшую в Европе отверточную сборку. В том, что они доведут задуманное до конца, у меня сомнений нет, если, конечно, не произойдут события политического характера, которые серьезно поссорят Москву с Парижем и заставят нашего приезидента, Чемезова и Комарова вернуть врученные им французами ордена Почетного легиона. В этом случае можно было бы обанкротить завод и вернуть себе, но такое развитие событий скорее фантастическое.

– Кстати, Николя Мор недавно сказал о том, что ВАЗ никогда не превратится в отверточную сборку…

– Он повторил слова президента РФ, Чемезова, Артякова, Есиповского, Алешина и всех остальных. Эта фраза передается из уст в уста, усыпляя бдительность вазовцев, однако мы видим, что негативные процессы продолжаются.

– Недавно наш город получил статус территории опережающего развития. Это предусматривает серьезные налоговые льготы для новых предприятий, хотя уверенности в том, что Тольятти выйдет из кризиса, по-прежнему нет.

– Налоговые льготы – это хорошо, но хочется, чтобы в спасении города поучаствовали крупные федеральные банки. А то они только прибыль наращивают, пользуясь тем, что местные закрываются. Могут ведь они в период кризиса перераспределить средства на оживление малого и среднего бизнеса, снизив на несколько лет процентную ставку для городов со статусом ТОР до 2-5 процентов. Хватит им и этого, чтобы сотрудники шикарно жили. Неправильно, когда экономика загибается, а банки жиреют.

– Не думаю, что тот же Сбербанк пойдет на такой шаг… Все-таки капиталистами все стали…

– Правильно. И поэтому нужно законодательно этот вопрос решить, ведь Сбербанк у нас вроде как государственный. Должны же люди понимать, что снижение кредитных ставок положительно отразится и на автопроме, ведь денег у людей будет больше и они смогут покупать машины.

– Не получилось бы так, что из других городов начнут приезжать предприниматели только для того, чтобы здесь выгодный кредит взять.
– Эти нормы должны распространяться только на предприятия, работающие в Тольятти. А то у нас сейчас получается, что даже АВТОВАЗ в Санкт-Петербурге зарегистрирован…

А тем временем

На этой неделе часть производств Волжского автозавода (за исключением «Б ноль» и площадки в Ижевске) вернулись к 4-дневному графику работы, который продлится до 19 февраля. Таким образом, в режиме полной занятости предприятие в этом году проработало лишь три месяца, что, естественно, негативно сказалось на доходах сотрудников. Впрочем, некоторые вазовцы (видимо, не обремененные финансовой нагрузкой) уже привыкли отдыхать по пятницам и стали находить в этом свои плюсы. К тому же часть работников периодически получают возможность подрабатывать, подметая улицы.

Беседовал Андрей Липов

Источник: «Вольный город», № 41 (1118) 21.10.16

Юрий Целиков
Юрий Целиков