Юрий Целиков: На ВАЗе много временщиков и приспособленцев

Наша очередная встреча с ветераном ВАЗа Юрием Целиковым состоялась за день до начала массовых продаж «Икс Рея» – очередной новинки, которой одни восхищаются, в то время как другие указывают на несвоевременность производства дорогих моделей с учетом кризиса. Так верной ли дорогой ведет завод его шведский рулевой? С этого вопроса мы хотели начать беседу, однако Кузьмич нас опередил…

– Я тут с немецкими телевизионщиками сейчас встречался, – сказал он. – Недавно интервью у Путина брали, а сейчас вот к нам в Тольятти приехали. Говорят, что делают фильм про Россию, который потом по Первому каналу покажут. Спрашивали про ВАЗ и Андерссона…
Удивленно посмотрев на собеседника, я почему-то сразу вспомнил про декабрьский визит голландских телевизионщиков, которые после возвращения на родину сняли весьма депрессивный сюжет про Тольятти, по сути использовав проблемы нашего города в каких-то своих интересах.
– Тут еще коммунисты активизировались, – обозначил новую тему Кузьмич. – Выпустили несколько довольно грубых листовок с нападками на Андерссона и с обвинениями его в шпионаже, а когда я попросил о корректности, прислали удивленное письмо, что ветеран ВАЗа вдруг начал заступаться за бывшего шведского майора, которому, как говорят, присвоили звание генерала…
Если быть объективным, стоит напомнить, что не с приходом Андерссона начались проблемы, а гораздо раньше, о чем неоднократно говорил в интервью «Вольному городу». Не стоит забывать, что ВАЗ – уже не отечественное предприятие, а принадлежащие иностранцам, а мы лишь имеем там блокирующий пакет. На эмблеме новых «Лад» уже не один парус на ладье, а три, что символизирует количество владельцев. Переживать за ВАЗ нужно было раньше, когда Госдума принимала пакеты законов и поправок, касающиеся условий размещения в России иностранных инвестиций или вступления страны в ВТО. Никто ведь тогда не подумал: а комфортно ли будет развиваться предприятию в меняющихся рыночных условиях?
Активно пиарящиеся депутаты Госдумы (в первую очередь Леонид Калашников и Екатерина Кузьмичева) могли бы реально помочь заводу, если бы призвали коллег-парламентариев проявить патриотизм, продать свои иномарки и приобрести автомобили производства ВАЗа, которые хорошо оценили Путин с Медведевым.

– Юрий Кузьмич, а вы не боитесь, что если мы будем принуждать депутатов и чиновников пересаживаться на вазовские автомобили, то лишь больше обозлим их?

– Нужно призвать к патриотизму, а не заставлять. Представители власти хотя бы на период кризиса должны показать, что они вместе с народом! А если им жалко продавать иномарки, то пусть поставят их в гараж до лучших времен, а именно до возврата турецких помидоров на российский рынок. Кстати, давно уже пора вообще отказаться от служебных машин. В капиталистическом мире нет такого понятия, а появилось оно в СССР, когда зарплаты у начальников были небольшие и как дополнительную льготу им давали служебные машины. Сейчас времена другие (доходы слуг народа миллионные), и это непозволительная роскошь для бюджета.

– Все-таки есть большие сомнения, что удастся пересадить людей, много лет проездивших на иномарках, на «Весты» и «Икс Реи». Цена почти одинаковая, но наши и гремят больше, и чаще ломаются…

– Вы думаете, что иномарки настолько надежны? Еще как ломаются, особенно на наших дорогах с ямами. Нужно реально смотреть на обстановку в России. К тому же могу заявить, что «Веста» и «Икс Рей» – это автомобили европейского качества и безопасности. Вот только сначала их нужно было выпускать на площадке опытно-промышленного производства, вложив туда дополнительные средства. Все равно получилось бы выгоднее, чем отлаживать процесс в Ижевске. А потом можно было перенести выпуск на одну из ниток главного конвейера. Их ведь не очень много нужно – тысяч 60-70 максимум за год смогут продать, причем вместе взятых.

– Запуск в производство двух новинок – бесспорный плюс Бу Андерссону. Однако это не путь к выходу завода из кризиса. Во всяком случае, ругать шведа меньше не стали…

– Бу Андерссон, по его словам, четко выполняет задания двух своих хозяев – Карлоса Гона и Сергея Чемезова. Поводов для критики действительно достаточно, однако хочу обратить внимание вот на что. Передо мной «завещание», которое оставил Виктор Поляков будущим руководителям завода. Там девять основных пунктов, причем Бу Андерссон пытается их выполнять. В частности, там говорится про повышение качества, изучение и анализ конструктивных решений зарубежных аналогов, прекращение роста цен на автомобили ВАЗа в долларовом эквиваленте и даже про сокращение численности на 20-40 процентов по опыту большинства мировых фирм.

– В чем, на ваш взгляд, главная беда шведского специалиста на ВАЗе?

– Беда (а возможно, и вина) в том, что он не сумел подобрать себе надежную и добросовестную команду, заботящуюся о заводе и городе, живущих здесь людях. Почти все – временщики, много врунов, приспособленцев, особенно среди тех, кто не говорит по-русски. Желательно Госдуме принять закон, обязывающий работающих в России топ-менеджеров знать русский язык (это обычное дело для многих стран) или содержать переводчиков за счет своей зарплаты.
Среди лукавых и коррумпированных в первую очередь выделяются периодически меняющиеся замы по закупкам. Вот и сегодняшний, индус Венкатран Мамиллапалле, делает крен на поставщиков из своей страны, а еще – Турции, Румынии… Как его только на заводе ласково не называют, от «Маугли» до «Баклажана». Клички, конечно, обидные, но эта ядовитость народа в какой-то степени объяснима, ведь в сегодняшней системе закупок продолжает процветать откровенное кумовство (оно возникло после развала СССР).

– Есть конкретные примеры?

– Пожалуйста. К примеру, фирма «ИнформСервис-Авто» более 10 лет поставляет на ВАЗ качественную продукцию (кабели, запчасти для телефонной связи, пожарные сигнализации, аккумуляторы и так далее), имея 46 заключенных договоров. Так вот, достаточно было одной претензии по качеству продукции (привезли спецодежду не того размера) и нескольких замечаний по неконкурентным ценам, чтобы их зачисли в ненадежные поставщики. Если бы с таким же пристрастием в России относились к продукции нашего завода в период руководства Бу Андерссона (да и до него тоже), то его следовало бы давно закрыть, потому что ВАЗ можно смело причислить к ненадежным производителям из-за тысяч замечаний по качеству и неудержимому росту цен. О чем говорит этот пример? О том, что кто-то преднамеренно цепляется к местным поставщикам, чтобы можно было продвигать (и, скорее всего, небескорыстно) иностранных и отечественных. В свое время Виктор Поляков заставлял подчиненных лично налаживать качество на заводах-смежниках, а Бу Андерссон поступает по-капиталистически: не даешь то, что нам нужно – пошел вон! И не интересует его судьба рабочих в Тольятти, Димитровграде, Белебее и других городах.

– Поговаривают, что недавно покинувшая завод Катаржина Матушкова также не стеснялась вмешиваться в вопросы поставок, отстаивая интересы чешских компаний…

– Некоторые близкие мне люди называли ее Раисой Максимовной Андерссон с намеком на излишнюю публичность. Но она чрезвычайно работоспособна, приезжала на завод вместе с Бу Андерссоном, жила в его ритме, а уезжала ближе к ночи. Плюс она весьма привлекательная женщина, что вызывало чувство ревности (а порой и откровенной ненависти) не только у женской половины коллектива. Если бы она не столь активно пиарилась, то могла бы принести заводу больше пользы. Не исключено, что чешские компании – поставщики услуг пытались через нее влиять на Бу Андерссона. Вообще, оценивать ее деятельность очень сложно.

– А что думаете про ее зарплату в 33 тысячи евро в месяц? В пересчете на рубли это около 3 миллионов…

– Думаю, что это очередная «утка». Оклад однозначно у нее был приличный, но не такой, как ей приписывают. Бу Андерссон озвучивал, что он получает 3 миллиона рублей в месяц, и маловероятно, что у них зарплата одинаковая. Если же говорить в целом, то, конечно же, разница в зарплатах топ-менеджмента и простых рабочих огромна и это страшно несправедливо. А ведь с этой недели завод на 4-дневный график перешел, а значит, доходы снизятся до 15 тысяч. Это даже меньше, чем пенсия у многих ветеранов ВАЗа.

– Смог ли на ваш взгляд Бу Андерссон выстроить отношения с дилерами и изменить в лучшую сторону ситуацию с системой продаж?

– В этом направлении многое делается. Однако к некоторым советам он так и не прислушался. Бу Андерссон подписал множество документов, которые вызывают удивление. К примеру, приказ, согласно которому участник льготной программы по приобретению автомобиля (а это работники ВАЗа или его дочерних обществ) может оформить его только в личную собственность. Это же абсурд! Вы мне даете право купить машину, так почему же я не могу передать его своему ближайшему родственнику? Что вы в мою жизнь лезете?!
Теперь о взаимоотношениях с дилерами. Есть такая фирма «Универсал», которая почти 20 лет успешно работает на тольяттинском авторынке. Так вот, подчиненные вице-президента по маркетингу и продажам (сейчас уже бывшего) Дениса Петрунина высмотрели незначительные нарушения и расторгли договор. А причины знаете какие? Рекламный баннер не того размера, плитка на полу не того цвета… Это все равно что ругать солдата, ведущего оборонительный бой, за то, что у него руки грязные…

– И чем кончилась эта история?

– Благодаря усилиям инициативной группы, которую мы пока условно называем антикризисным комитетом ВАЗа (я вхожу в ее состав), удалось эту несправедливость исправить, а именно убедить Андерссона и Матушкову вернуть фирме статус дилера. Однако проблемы на этом не кончились. Владелец «Универсала» перечислил на завод около 200 миллионов рублей по предоплате, а машин ему отгрузили лишь на 80 миллионов, причем большую часть не тех, которые он заказывал. Читаю фамилии 11 человек, которые за всем этим стоят, и удивляюсь: ни одного иностранца, то есть свои же и «топят». Мало того, они сейчас записали этого дилера, 20 лет работающего на рынке, в группу новичков и повторно требуют кучу документов.

– Одна из читательниц попросила задать вам вопрос: как в свое время проходил процесс распределения вазовских акций? Просто у нее есть подозрения, что кто-то очень хорошо на этом «нагрелся»…

– Акционирование завода прошло по «справедливо-мутной» схеме. Помню, что для менеджмента была выделена дополнительная квота. То есть большие начальники имели возможность прикупить себе акции по смешным ценам. Они, естественно, этим воспользовались, причем некоторые даже брали кредиты. В общем, получился этакий мухлеж в законе, а некоторые высокие вазовские чиновники потом говорили мне, что доброупотребили служебным положением. Есть такой анекдот: «Что такое предынфарктное состояние? Это состояние, нажитое до инфаркта!». Вот некоторые наши руководители имели крупное «предынфарктное» состояние. Так что чутье вашу читательницу не подводит.

– В заключение беседы хотелось бы услышать ваше мнение о том, каким будет этот год для Волжского автозавода.

– У меня предчувствие, что при общем падении рынка дела у ВАЗа должны пойти в гору. Ветераны готовы в этом помогать Бу Андерссону или тому, кто придет ему на смену. Хотя если президент завода не прислушается к советам и не поменяет иностранных топ-менеджеров на наших, год будет непростым, но все равно не хуже 2015-го… А пока весь мировой автопром ошарашен новостью по убыткам ВАЗа за прошедший год – более 73 миллиардов рублей. И это на фоне пиаровской компании «Икс Рея» и «Не Весты».

Юрий Целиков

Юрий Целиков

Андрей Липов, «Вольный город», №6 (1083) 19.02.2016

фото: из открытых источников