Юбилей мастера

Новости Тольятти augustnews.ru

Ему все удавалось, и память о нем должна быть всегда…

27 ноября исполнилось бы 75 лет Глебу Дроздову – создателю и первому художественному руководителю драматического театра «Колесо». Вечером этого дня в драмтеатре был показан премьерный спектакль нынешнего сезона «Пять вечеров», после которого создателя и основоположника театральной жизни города вспоминали те, кому посчастливилось с ним соприкоснуться.

Волей-неволей вернулись в памяти и годы рождения театра, уже 28-й сезон радующего своих поклонников самыми различными постановками режиссеров всей страны. В частности, «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина поставил столичный мастер Василий Мищенко. И все-таки первым на тольяттинской сцене был Глеб Борисович. Впору перефразировать Маяковского: «Мы говорим «Колесо» – подразумеваем Дроздов, мы говорим Дроздов – подразумеваем «Колесо». А ведь сколько было шуток тогда, в конце 80-х, по поводу необычного названия! Мол, «Колесо» – это реверанс в сторону АВТОВАЗа, тогда процветающего предприятия и главного мецената нового театра. Говорят, даже стоимость спектаклей в те годы оценивалась в автомобилях! Неизвестно, как в дальнейшем сложится судьба уже не отечественного лидера автопрома, а одного из 46 предприятий транснационального альянса… А вот в том, что «Колесо» своих оборотов не сбавит, сомневаться не приходится: заветы Дроздова здесь чтят так же, как и его память.

Ведущие вечера по очереди предоставляли слово занятым в спектакле ветерану сцены, народному артисту РФ Виктору Дмитриеву и ученикам Дроздова Елене Радионовой и Андрею Амшинскому.

– Чем больше отдаляется то время, – говорил Дмитриев, – тем масштабнее, тем грандиознее оно становится. Глеб Борисович видится на расстоянии еще талантливее, чем он был. Видимо, потому, что прошедшие годы даны нам были для размышлений. И мы теперь все больше понимаем, что мы потеряли, что потерял театр. Это был талант из талантов, человек с огромным сердцем, и этим сердцем он безумно любил театр, безумно любил нас, актеров. Если актер его даже когда-то сильно обидел, но он знал, что этот человек нужен театру, он его брал, прощая все, даже нанесенные ему оскорбления. Ради театра даже топтал свое самолюбие. Нас мало осталось, к сожалению, время идет… Но его заветы остались с нами, мы их передаем молодежи, она у нас очень талантливая. А где молодежь, там театр будет жить и процветать. Мы будем его помнить всегда, пока мы живы, пока мы работаем на этой сцене…

– В театральном искусстве мало настоящих мастеров, – продолжила Елена Радионова, – их можно перечислить по пальцам. В жизни человека мало того, чем можно гордиться. Я счастливая, мне есть чем гордиться – моим мастером был Глеб Борисович Дроздов, и я рада, что успела ему сказать спасибо!

Конечно, без помощи и понимания власти здесь, в городе, возникновение нового театра было бы невозможно. На сцену пригласили одного из тех, кто стоял у истоков, кто сказал Дроздову «да» – заведовавшего в те годы отделом культуры горисполкома Владимира Колосова. Владимир Аркадьевич вспоминать начал с событий 1987 года:
– Это был очень знаменательный для нашего города год. Я горжусь тем, что мне выпала честь быть среди участвовавших в создании очень многих объектов культуры. В сентябре мы открыли специализированную музыкальную школу, в октябре – художественный музей, в декабре принято решение тольяттинского горисполкома о создании в городе театра. А уже 2 марта 1988 года я привез из министерства приказ: вот так стремительно создавался театр. Так же стремительно в нашу жизнь ворвался Глеб Дроздов. Его рекомендовали из Министерства культуры, то есть сначала нужен был исполнительный директор. Мне сказали: «Есть такой Олег Лернер, у него строгий выговор по партийной линии за строительство новгородского театра… Но человек активный, он вам поможет во всем. Нужен и творец, художественный руководитель, есть еще такой Дроздов, у него тоже строгий выговор, он ушел из режиссеров Ярославского театра, за ним ушло полтруппы, они сейчас играют в ДК железнодорожников, ставят такие спектакли… В общем, вам нужно съездить, посмотреть…». Мы отправились в Ярославль, в этот ДК, и увидели огромную очередь! Сначала даже испугались: вспомните, что это был 1988 год. К нам подходят: «А у вас нет лишнего билетика?» Так впервые мы столкнулись с творчеством этого замечательного мастера и увидели тех, кто потом приехал в наш город. Хочу вспомнить и тех, кто дал Дроздову «зеленый свет», в первую очередь это глава города Сергей Иванович Туркин. Представьте себе: принять двух руководителей со строгими выговорами! Но это была уже перестройка. В министерстве нам сказали: «Ваш город необычный, динамичный, развивающийся, вам нужен именно такой режиссер». Так и вышло: Глеб Борисович, конечно же, огромного масштаба личность, и не случайно же он народный артист, лауреат госпремии и почетный гражданин нашего города. Власть его заслуженно оценила. До этого и Советский Союз, и Россия знали, что Тольятти – город автомобилестроителей, мы, конечно, этим гордились. Но никто не говорил, что это город культурный, театральный. Глеб Борисович совершенно перевернул представление о нашем городе.

Николай Уткин, председатель совета старейшин при городской думе:
– Я знал Дроздова с первых дней его появления в Тольятти. Восприняли его здесь поначалу неоднозначно. Это была целая революция в городской жизни и культуре: приехал какой-то авантюрист организовывать здесь театр, тем более экспериментальный, на контрактной основе – такого еще не знали в Союзе! Но ему удалось убедить местных командиров, и ведь ему поверили, отдали и переоборудовали городской Дом культуры под театр, отдали подъезд дома по улице Голосова под жилье артистам! Глеб Борисович был очень целеустремленный человек, умеющий убеждать, настойчивый. Он говорил: «Пойми, это не мне надо – театру!» Вспоминаю его поездку в Югославию в 1992 году, когда ставили спектакль под грохот американских самолетов. Все ему удавалось, и память о нем – она должна быть всегда…

Владимир Аркадьевич вспомнил о создании ассоциации «Движение за культуру», сопредседателями которой были они с Дроздовым, роль театра в создании и формировании как творческой, так и производственной элиты города: Дроздов стоял и у истоков весьма престижного в 90-е клуба театралов «Мельпомена», и общественного объединения «Ротари-клуб». Нынешний президент этого объединения Дмитрий Пелевин, как оказалось, тоже хорошо знал Глеба Борисовича, помнил его слова о том, что театр – это искусство молодых, тех, кто вечно молод душой.

– Наш Ротари-клуб существует уже 22 года, на все это время задал тон Глеб Борисович Дроздов, его основатель и первый президент. Мы помним его заветы, стараемся делать добрые дела. Одно из таких дел – установка памятника Преданности на Южном шоссе.

Заместитель председателя правления областного отделения СТД Тамара Воробьева поблагодарила театр, труппу, зрителей за то, что они чтят память своего создателя. Главный режиссер театра Владимир Хрущев сказал, что хоть и не знал Глеба Дроздова лично, но старается продолжать его дело с любовью и верностью:

– Ваш завет «Театр должен быть живым» мы выполняем!

Художественный руководитель театра Михаил Чумаченко объявил, что по традиции в день рождения Дроздова уже несколько лет подряд вручается именная премия «Признание таланта», в номинантах чередуются актеры и сотрудники сопутствующих служб, отбор ведет директор и те, кто уже удостаивался премии. В этом году премия была актерская, и она досталась заслуженной артистке РФ Ольге Самарцевой. Ольга Ивановна была счастлива и сказала:

– Огромное спасибо, для меня это неожиданность! Глеб Борисович, и я получила, спасибо вам. Я отношусь к поколению первых учеников Дроздова, я закончила в 1979 году его курс в Воронежском государственном институте искусств. Сколько лет я его знаю, его никто не знает! Это уникальный человек, мастер, он выпускал всегда качественных профессионалов, на нашем курсе есть народные артисты и пять заслуженных!

фото: Площадь Свободы

Нина Иванова, “Площадь Свободы”