Взять ребенка из детского дома: ожидание и реальность

директор Центра "Семья" Елена Шнырина
фото: «Площадь Свободы»

Где готовят приемных родителей основам педагогики и психологии и почему воспитывать приемных детей важно с помощью специалистов.

Замещающее родительство — это совершенно иная форма семейного устройства, нежели его биологическая форма. Данный процесс на особом контроле у государства. Взрослые, ступившие на путь попечения, особенно должны осознавать степень своей ответственности. О том, с какими проблемами чаще всего сталкиваются родители приемных детей, корреспондент «Площади Свободы» поговорил с директором Центра социальной помощи семье и детям «Семья» Еленой Шныриной.

Родительское образование

— Что на сегодняшний день может предложить приемным родителям центр «Семья» в качестве помощи?

— Здесь вопрос не в том, что центр может предложить. Приемные родители по договору, который заключается между ними и органами опеки, обязаны сотрудничать со специалистами центра «Семья». Это связано с тем, что в федеральном законодательстве на сегодняшний день действует обязательное условие прохождения подготовки в качестве кандидата в замещающее родительство. Неважно, в какой форме: усыновители, приемные родители, опекуны и т.д. Должна быть пройдена подготовка и получен документ государственного образца.

У нас в области есть несколько учреждений, которым делегированы полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители. До тех пор пока не будет получен этот документ, никакая форма принятия ребенка в семью не может быть для этих людей доступна.

Жители Жигулевска, Тольятти и Ставропольского района могут проучиться в школе кандидата в приемные родители в нашем центре. Обучение длится два месяца. Здесь они знакомятся со специалистами, которые могут в будущем оказать им услуги.

Когда документ получен, с органами местного самоуправления заключается договор о передаче ребенка на воспитание в семью, где есть пункт, который обязывает приемных родителей, опекунов (кроме усыновителей, потому что это закрытая форма приема ребенка в семью). Они обязаны в том числе постоянно сотрудничать с центром «Семья».

Наш центр ставит эту семью на период сопровождения, пока действует договор. Составляется план работы с семьей, в котором определены те проблемы, которые имеет семья на сегодняшний день. Они могут быть связаны с возрастом, количеством детей, с состоянием здоровья, особенностями воспитания, семейных традиций.

В соответствии с этим определяются мероприятия, которые направлены на решение проблем. Это могут быть консультации психолога, развивающие коррекционные занятия для детей, занятие с логопедом, дефектологом, тренинг родительско-детских отношений. Все для того, чтобы благополучно прошел период адаптации. Родителям преподаются основы педагогики, психологии и знакомство с правами, обязанностями приемных родителей.

Через год программа обновляется, и там уже могут быть другие проблемы. И все зависит от того, как сумели пройти период адаптации в это время родители и ребенок. У всех этот процесс проходит по-разному.

Когда приближается возраст идти в школу, также составляется своя программа, для того чтобы ребенок благополучно адаптировался в школе.
Подростковый период будет нести свои особенности. Здесь все направлено на то, чтобы сохранить нормальные отношения между взрослым и ребенком.

Взрослые дети

— Мы говорим о младшем возрасте, а какие проблемы чаще всего возникают с теми мальчиками и девочками, что постарше?

— Таких берут крайне редко. Эти дети часто имеют определенные особенности в здоровье. Это могут быть ВИЧ-положительные дети, дети с проблемами психического развития, в том числе с проблемами психического здоровья. Вероятность того, что таких детей возьмут, невелика.

В данном случае есть масса трудностей. Как выстроить отношения с таким особенным ребенком. Плюс у него за плечами большой негативный опыт.

Психотравмирующих ситуаций у такого ребенка много. Все зависит от того, как рано он оказался в детском доме, в силу каких причин. Конечно же, строить отношения с таким ребенком крайне сложно. Поэтому приемные родители избегают такой ответственности и такой трудной работы.

Плюс еще добавляются определенные расходы на то, чтобы решить проблемы со здоровьем.

Однако положительные примеры есть. Берут и крайне сложных детей, с очень сложными и множественными диагнозами. Но, наверное, нужно понимать, что ты делаешь и зачем ты это делаешь. Когда есть это понимание и осознана степень ответственности, все получается. Если есть еще материальные возможности для того, чтобы решать проблемы.

Родитель должен понимать, что он берет этого ребенка в подростковом возрасте, когда он уже мало кому доверяет. Значит, он должен сделать так, чтобы ребенок ему доверился.

Вначале это все равно будет именно психологическая проблема.

Ожидания и реальность

— Взрослые, размышляющие о замещающем родительстве, часто пребывают в мифах об этом явлении. Следовательно, ожидают какую-то сверхотдачу, особенную благодарность от приемных детей. Все же к чему должны быть готовы родители?

— К тому, что чудес не бывает. И на самом деле не надо ждать благодарности. Этот ребенок не просил, чтобы его взяли эти родители в свою семью. И он не понимает, почему он должен быть благодарен за то, что они его взяли.

Многие идут на этот шаг с идеей: я сделаю хотя бы одного ребенка счастливым. А для того чтобы сделать этого ребенка счастливым, нужно быть счастливым самому. Правильно поется: счастьем поделись с другим. А оказывается, что в основе лежит: я одинокая женщина, мне плохо, я пригрею рядом с собой эту детскую обиженную душу, и она в ответ меня согреет своим теплом.

Нет. Если ты хочешь, чтобы он тебя согрел, значит, ты должна быть успешной. Ты должна вызывать у него это желание, а не быть потребителем и не ждать того, что он будет вот таким благодарным.

Или, например, случается, что умирает успешный ребенок, который сумел чего-то добиться. Родители стараются как можно быстрее кого-то взять. Тем более если это был единственный ребенок. И ждут, что они сумеют воспитать такого же успешного и гениального ребенка.

Нет, не сумеют. С вероятностью в 90%. Потому что здесь совершенно другой ребенок, с другими биологическими задатками.

Чаще всего бывает так, что ожидания гораздо выше тех реальных возможностей, которыми обладает ребенок, и не надо ни в коем случае его в этом винить. Он будет плохо учиться, отставать от своих сверстников, не будет так тщательно следить за собой. Он не привык понимать обычные вещи, которые мы считаем штатными в семье.

Надо понимать, что чаще всего мы уже имеем вполне сформировавшегося ребенка. Японцы говорят, что после трех лет воспитывать уже поздно. А расхождение между ожидаемым и реальным как раз и приводит к расторжению договоров. Родители воспринимают текущие проблемы ребенка не как естественные, а как генетические. И приходят с претензией: «Нам достался плохой ребенок — заберите».

Биологические родители

— Выстраиваются ли с участием вашего центра отношения принимающей семьи, ребенка и биологических родителей ребенка?

— В нашем городе нет того, чтобы это было традицией, когда строятся отношения между приемными детьми и их биологическими родственниками. Крайне редко.

Есть одна семья в Ставропольском районе, где приемная мать берет взрослых ребятишек. Она всех их знакомит с их биологическими матерями. Потому что у ребенка, воспитывающегося в детском доме, тоже формируется определенный стереотип: вы меня взяли, вы ко мне придираетесь, а вот мама у меня, наверное, такая хорошая, и если бы она сумела меня найти или я бы сумел ее найти, то все было бы совсем по-другому.

Эта мудрая женщина находит матерей. Берет детей, везет, показывает им их мамашу. Как правило, это непросыхающая, живущая в незнамо каких условиях женщина. И она совсем не бросается на грудь своему сыночку. Сынок при виде такого чуда не бросается к ней на грудь. После этого все возвращаются домой довольные, и приемная мать констатирует: вот твоя мама, адрес теперь знаешь, деньги на проезд дам.

В опекаемых семьях, конечно, все иначе. Они часто живут у бабушек, дедушек, теть, дядь, старших братьев и сестер.

Ребенок с историей

Органы опеки и то учреждение, которое передает ребенка, обязаны предоставить всю максимально возможную информацию о нем. О его родственниках, о его медицинских проблемах. Он проходит полную медицинскую диагностику, психолого-медико-педагогическую комиссию.

Также принимающие родители или опекуны получают полный перечень имеющихся биологических родственников ребенка. Если говорить о приемной семье и об опеке, то эти формы устройства поощряют сохранение родственных связей ребенка с его биологическими родственниками. Но это не работает в случае усыновления. Если ребенок усыновлен, ему дана фамилия родителей, то всецело начинает действовать тайна усыновления.

Справка

Число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года, ежегодно сокращается. В 2015 году было выявлено 58168 детей, что меньше на 5,6% по сравнению с 2014 годом.

В 2015 году в семьи российских граждан было передано 59355 детей, из них 6649 детей — на усыновление, 52706 детей — под опеку (попечительство), в том числе 20707 — на возмездную форму опеки (попечительства).

По данным сайта www.usynovite.ru

Андрей Окунев, «Площадь Свободы»
vl.saxmeev5@gmail.com

директор Центра "Семья" Елена Шнырина
фото: «Площадь Свободы»