Молодые художники Самарской области внезапно взялись ностальгировать по ушедшим эпохам.

Выставка «Явились, чтобы показать», открытая в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея, апеллирует в своем названии к инциденту в Америке 60-х годов. Тогда стала общеизвестной речь чернокожего парня Даниеля, избитого сотрудниками полиции в одном из участков Нью-Йорка. Молодой человек нуждался в медицинской помощи. Но поскольку в больницу доставляли только тех задержанных, у кого наблюдались кровотечения, Даниель начал выдавливать кровь из своих синяков. «Мне нужно было выпустить кровь из синяка, чтобы показать им», – говорил Даниель во время судебного разбирательства.

Молодые художники Самары и Тольятти по такому же принципу выступили с заявлениями о социальных проблемах, выставляя на всеобщее обозрение их отдельно взятые элементы.

Антон Валанс привез на выставку пакеты с оружейными гильзами, которые собирал после перестрелок бандитов в 90-х у себя во дворе.

Обратную сторону дворовой культуры минувших лет представила Елена Ногами. На одной из стен музейного помещения транслировалась видеозапись дня рождения ее любимой бабушки. Праздник отмечали за щедро накрытым столом прямо в одном из самарских дворов. Как и положено было в то время, с колоритными песнопениями. Автор композиции в пояснительной записке с ностальгией рассуждала об ушедшем из российской повседневности добрососедстве.

Наталья Матвеева представила композицию из горсти медикаментов. Девушка настаивала на том, что разговоры о душе в современном контексте давно пора оставить в религиозных беседах, а в светской жизни заменить их знаниями о психическом здоровье.

Куратор выставки Сергей Баландин во время сопроводительной лекции отметил, что реди-мейд стал претензией к современным музеям. В том числе конъюнктурное краеведение всячески умалчивает о проблемах былых времен. Рафинированные экспозиции не отражают тягот быта прошлых веков, политических репрессий и социального неравенства.

Ярким примером реди-мейда в краеведческом пространстве стала акция «Минируй музей» художника Фреда Уилсона. Типичные неполитизированные композиции музеев об истории жителей Америки он дополнял атрибутами рабства афроамериканского населения. Так, роскошная дворцовая мебель находилась в одном пространстве с кандалами и орудиями пыток. Таким образом, реди-мейд стал новым течением в искусстве не столько в художественном, сколько в политическом смысле.

Экспонаты выставки

Телевизор. Художница по имени Долмат принесла на выставку габаритный телевизор. Кухонным ножом на его поверхности было выцарапано слово «Украден». Этим атрибутом она рассказала историю их семьи, в которой дядя употреблял наркотики и выносил из дома вещи с целью продать их. Бабушка подобным способом отмечала все предметы, которые потенциально мог продать ее сын.

Скейтборд. Алексей Михлик ездил на нем с 2013 года по улицам Донецкой области и его же забрал с собой, когда в 2014 году его семья решила покинуть место военных действий. Скейтборд стал символом проделанного пути беженца.

Пеленка из ситца. Арина Лапшина попыталась найти в городских магазинах вещь, способную укрыть грудь во время кормления ребенка в общественном месте. К сожалению, многие с раздражением воспринимают эту ситуацию. Увы, в обществе, которое так активно навязывает женщинам материнство, подобного элемента гардероба не нашлось и ей предложили использовать простую пеленку.

Выставка пройдет до 8 апреля 2017 года

Место проведения: г. Тольятти, ул. Свердлова, 3

Режим работы: пн. 10:00-18:00, вт.-сб. 12:00-20:00, вс.-выходной

 экспонат выставки в Тольяттинской художественном музее

фото: «Площадь Свободы»

Андрей Окунев, «Площадь Свободы»
vl.saxmeev5@gmail.com

фото: из открытых источников