Все можно продать и купить: Доступ к одному из красивейших озер закрыт

Новости Тольятти augustnews.ru

В последнюю неделю мая на Самарскую область обрушилась невиданная для конца весны жара. Всё больше людей стало выбираться на пляж, многие даже отважились окунуться в Волгу.

Мы с друзьями тоже задумали открыть купальный сезон, только решили выбрать для этого водоем поменьше, где вода уже прогрелась, и подальше от города, чтобы можно было устроиться на ночлег в палатках. После недолгих раздумий я вспомнил про озеро возле села Старая Бинарадка всего в пятидесяти километрах от Тольятти. Последний раз я отдыхал там лет пять назад, и это довольно большое озеро с чистой водой, окруженное сосновыми лесами и земляничными полянами, произвело на меня очень приятное впечатление. Называется оно Бабаозг, что в приблизительном переводе с мордовского означает «бабьи слезы» или «место, где баба молится». Сюда во время войны приходили женщины Старой Бинарадки, чтобы помолиться за жизнь ушедших на фронт отцов, сыновей и мужей, либо оплакать погибших. А ещё раньше, говорят, здесь вымаливали у бога дождь.

Когда-то на месте Бабаозга было три маленьких родниковых озерца, но в 50-е годы прошлого века местные жители собственными силами возвели дамбу, и три озера соединились в одно. Это тот редкий случай, когда вмешательство человека в дела природы не загубило красоту места, а лишь усилило её. В тихую погоду широкая гладь озера, как настоящее зеркало, отражает каждую иголочку густого соснового бора, подступающего вплотную к берегу. Многочисленные тропинки уводят любопытного путника в густую чащу. А как здорово встречать здесь рассвет, наслаждаясь вкусом только что собранной земляники! В общем, идеальное место для отдыха.

Дорога до Старой Бинарадки

По дороге виднелись невысокие холмы, у подножья которых вытянулось озерцо, со всех сторон окружённое машинами отдыхающих. Вскоре дорогу обступили сосны. Тут были и стройные высокие деревья, что называется, «в самом расцвете сил», и молодые пушистые сосенки едва выше человеческого роста, и настоящие лесные великаны, чей возраст, наверное, уже перевалил за сотню лет. Одну из таких старых сосен, растущую у самой дороги, какие-то предприимчивые граждане приспособили под рекламный столб. В одном месте мы заметили стоящую на обочине машину. Оказывается, здесь в непосредственной близости от дороги находится спрятанный под крышу родник, из которого водитель набирал воду в большие бутыли.

Неожиданный конец пути

Старая Бинарадка сильно изменилась за то время, что я здесь не был. В селе появилось много больших домов за высокими глухими заборами, возвели церковь и часовню (хотя, возможно, они и раньше здесь стояли, просто не отложились у меня в памяти). Мы проехали прямо через все село сперва по асфальтовой дороге, потом по грунтовке, а затем, когда село осталось позади, ушли налево. Вскоре между деревьев мелькнуло долгожданное озеро. Мы проехали последние сотни метров, повернули… И упёрлись в шлагбаум. Обе известные мне дороги к Бабаозгу оказались перекрыты, а само озеро ещё и обнесено высоким забором из металлической сетки с наглухо закрытыми воротами. «Частная собственность. Проход закрыт» – грозно предупреждали нас многочисленные таблички. На берегу водоема возвышался особняк нового хозяина озера. Пока мы обсуждали, как быть дальше, из особняка вышел человек, и жестами недвусмысленно дал понять, что нам здесь не рады. Делать нечего, пришлось поворачивать обратно.

Второе озеро

Вернувшись в Старую Бинарадку, мы решили поинтересоваться у местных жителей, как давно закрыт проезд к озеру. Но двое мужчин, к которым мы обратились с этим вопросом, ничего об этом не знали, зато подсказали нам, что рядом есть еще одно озеро, в котором селяне любят ловить рыбу. Поблагодарив их, мы вновь развернули машины. Пользуясь полученными указаниями, во второй раз выехали из села, перед этим изрядно поколесив по его извилистым улочкам. Дорога то взбиралась на пригорок, то огибала выросший прямо на пути дом: на окраине Старой Бинарадки повсюду кипело строительство. Наконец, мы добрались до озера, но останавливаться на его берегу не захотели – озерцо оказалось маленьким, сильно заросшим, а при попытке приблизиться к воде мы едва не утонули в иле. Чуть вдалеке было неплохое место в ложбине между холмами, со столиком и лавками, но оно уже оказалось занято. Да и обрадованные нашим приездом комары быстро дали нам понять, что на спокойный вечер мы можем не рассчитывать. Перед нами встал выбор: искать подходящее место для ночевки на какой-нибудь возвышенности вблизи озера, отказавшись от мысли о купании, или же ехать куда-то ещё, пока не стемнело. Посовещавшись, мы решили отправиться к Жигулёвскому морю, но это уже совсем другая история.
Продолжение следует…

Кстати

По возвращении домой я стал искать информацию, почему лесное озеро внезапно оказалось в частной собственности. Выяснилось, что водоем был продан администрацией Красноярского района ещё в 2007 году (причём по смешной цене в 846 тысяч рублей, как за новую не слишком престижную машину), и с тех пор трижды менял хозяев. Основанием для продажи озера послужил тот факт, что водоем имеет искусственное происхождение. Это позволило администрации вывести его из числа земель, ограниченных в обороте. Тот факт, что пруд находится на водотоке (т.е. через него протекает ручей), а земли водного фонда не могут быть приватизированы, почему-то был оставлен без внимания. В 2011 году самарская межрайонная природоохранная прокуратура пыталась оспорить сделку купли-продажи, однако суд Красноярского района в иске отказал. Все дальнейшие иски и даже уголовные дела также ни к чему не привели.

текст и фото: Валерий Григанов, “Самарские известия”