Владимир Дуцев: «Мы не имеем права не полететь»

Новости Тольятти augustnews.ru

В некоторых СМИ было анонсировано, что в юбилейном параде Победы примет участие легендарный советский штурмовик времен Великой Отечественной войны Ил-2. Однако 9 мая этот самолет, прозванный «летающим танком», в воздух не поднимется. В беседе с с нами один из самых активных участников проекта по восстановлению Ил-2 – депутат самарской губернской думы Владимир Дуцев – рассказал о том, когда жители региона смогут в живую увидеть овеянный славой самолет.

– Как пришла идея о восстановлении легендарного штурмовика?

– Три года назад общественная организация «Патриоты Поволжья» вышла с инициативой – к 70-летию великой Победы реконструировать подлинный Ил-2. Было организовано три экспедиции – в Ленинградскую, Псковскую области и в Карелию, где в сотрудничестве с местными поисковыми отрядами из болот и со дна озера было поднято четыре самолета, точнее три с половиной. В двух самолетах были найдены останки героев-летчиков Михаила Петровича Гаврилова, Владимира Ивановича Рита, Александр Григорьевича Шопенкова. Герои были с почестями перезахоронены.

Мы перевезли самолеты в Самару, руководство НПО «Авиагаз» предоставило площади в одном из цехов для реконструкции штурмовика. К сожалению, к 70-летию великой Победы самолет собрать не успели, потому что столкнулись с проблемами, которые заранее не просчитали.

– В чем именно заключались сложности?

– Мы собираем не просто каркас самолета – мы делаем его рабочим, так, чтобы он смог летать. Корпорация «Ил» безвозмездно передала нам подлинные чертежи Ила, на которых даже остались правки его легендарного конструктора. Большая часть деталей самолетов была разрушена временем, вражескими осколками и повреждениями при падении, поэтому их восстановление потребовало оригинальных оснасток, инструментов. Даже инструменты тоже пришлось изготавливать. Приведу один пример: за винт самолета в сборе на одном из заводов нам насчитали в 5 млн рублей. Мы решили эту часть самолета сделать сами: из трех разбитых винтов собрали один, который позднее нам удалось поменять в музее авиации на такой же, только рабочий. А таких нюансов масса. Энтузиастам приходится делать все вручную, причем используется даже оригинальный состав эбокситов времен войны, а все это требует очень много времени.

– Не проще ли было пойти по пути энтузиастов из Новосибирска, которым удалось реконструировать самолет Красной армии, который уже летает?

– Проект, про который вы говорите, был коммерческим, ребята делали самолет под заказ американского инвестора. Насколько я знаю, он обошелся инвестору примерно в 3,5 млн долларов. И все-таки это не реконструированный штурмовик, а новодел: там стоит современный импортный двигатель, другая – не оригинальная – начинка, а сходство только внешнее. Мы же с самого начала ставили задачу восстановить оригинальный самолет, в котором все – от болтов до мотора – будет «родным».

– На какой стадии готовности к полетам находится Ил-2?

– Уже полностью готова хвостовая балка, начали обшивать ее пергаментом; полностью собран центроплан; полностью собрана бронекабина (ее пришлось делать из четырех старых), там даже клепки оригинальные; полностью собран блок двигателя; сейчас идет работа над обвязкой (карбюратор и т.д.). Надеемся уже до осени прогнать двигатель на испытательном стенде.

– Как дорого обходится восстановление самолета?

– Это общественный проект, в котором принимает участие много людей: кто-то вносит небольшие средства, кто-то большие; молодые люди помогают, что называется, своими руками. В прошлом году проект получил второе дыхание, когда Николай Иванович Меркушкин и правительство Самарской области выделили гранд на восстановление самолета. Конечно, жаль, что не успели к 70-летию Победы.

– А на 71-ю годовщины Победы Ил-2 полетит?

– Вспоминается подвиг куйбышевцев, которые во время войны после эвакуации в город авиационного завода, уже через 14 дней поставили на фронт первый боевой самолет. Мы не имеем права не полететь.

общественно-политическое издание “Постскриптум”