Думская комиссия по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию вернулась на этой неделе к изучению мер, предпринимаемых тольяттинскими чиновниками для выявления земельных участков, на которых расположены незаконные автостоянки. Ранее мэрия уже предоставляла в гордуму информацию, из которой следовало, что в начале 2015 года, к примеру, в Тольятти функционировали 130 платных парковочных площадок, деятельность которых никак не регламентирована, не оформлена и, соответственно, не приносит доходов в городской бюджет. Из них 43 незаконные автостоянки являлись ночными, остальные 87 - круглосуточными. Нетрудно догадаться, что самым густонаселенным с точки зрения нелегальных платных парковок оказался Автозаводский район, где обнаружилось 99 незаконных автостоянок. Второе место по количеству парковок-нелегалов занял Центральный район - 23. Замкнул антирейтинг Комсомольский район, на территории которого было выявлено всего 8 стоянок, деятельность которых не соответствует законодательству.

Как сообщил на этой неделе заместитель руководителя управления административной практики и муниципального земельного контроля мэрии г.о. Тольятти Андрей Климанов, действительно, на сегодняшний день в Автограде выявлено около 130 самовольно занятых земельных участков, оборудованных автомобильными паркингами общей площадью свыше 180 тыс. кв. метров. Часть из них, судя по представленному адресному перечню, расположилась внутри кварталов, часть - по периметру жилых массивов. Особой роли это, конечно же, не играет. Главное - организаторы большинства таких стоянок легализоваться не спешат и упорно отказываются идти на контакт с муниципалитетом.

По словам Андрея Климанова, в настоящее время в управлении административной практики и муниципального земельного контроля есть данные только на 88 самовольно занятых под стоянки земельных участков, чьи владельцы, а вернее так называемые пользователи установлены и известны. Соответственно, по всем 88 этим объектам подготовлены материалы для проведения претензионно-исковой работы по фактам выявленных нарушений. В ходе проведенных разбирательств департамент по управлению муниципальным имуществом (ДУМИ) выставил организаторам выгодного стояночного бизнеса претензии за фактическое использование земельных участков на сумму 10,9 млн руб. Однако раскошеливаться горе-бизнесмены, как говорится, не разбежались - в добровольном порядке штрафники перечислили в городской бюджет всего 843 тыс. руб. В связи с этим управление административной практики и муниципального земельного контроля подготовило и направило в суд 20 исковых заявлений о взыскании сумм неосновательного обогащения за фактическое пользование земельными участками на общую сумму 2,686 млн руб., из них на данный момент удовлетворены исковые требования в отношении 11 ответчиков на сумму 1,585 млн руб. Остальные 9 исковых заявлений на сумму 1,101 млн руб. все еще рассматриваются в судебных органах.

Судьба незаконных автостоянок, чьи владельцы или организаторы не установлены, а таких в Тольятти около 50 единиц, выглядит иначе. Для того чтобы выявить, кто конкретно самовольно устроил нехитрый, но вполне доходный автобизнес, сотрудники управления административной практики и муниципального земельного контроля обращаются в правоохранительные органы. И уже полицейские по мере возможности разыскивают устроителей нелегальных платных паркингов. А вот когда имя предприимчивого бизнесмена становится известно, чиновники получают возможность обратиться в суд с требованием перевести в городской бюджет претензионную выплату за неосновательное обогащение или демонтировать незаконно установленный нестационарный объект предпринимательства. Демонтаж стоянок, со слов чиновников, в городе также ведется. Правда, выглядит такая процедура более чем туманно. По крайней мере, информация по этому важному вопросу, которую удалось добыть профильной думской комиссии, оказалась очень и очень скудной. «В течение 2014 года нами было демонтировано 43 незаконных автостоянки, в 2015 году - 9», - вот, пожалуй, и все, что смогла сообщить на заседании Ирина Антонова, начальник отдела контроля и развития потребительского рынка управления потребительского рынка мэрии г.о. Тольятти. Как ни старались остальные участники обсуждения добиться от чиновницы хоть каких-то подробностей, та всего-то и добавила, что в 2014 году специалисты потребрынка выявили на территории нашего города 58 незаконных стоянок и что демонтаж таких самовольно установленных объектов производится подрядчиками на основании запроса котировок. Сколько бюджетных средств потратил муниципалитет на борьбу с организаторами незаконного автобизнеса? Какое оборудование вывозят с незаконных стоянок и где оно складируется или хранится? Откуда конкретно исчезли в течение двух лет 52 нелегальных объекта потребительского рынка? Наконец, кто победил в запросах котировок и отработал муниципальные контракты по демонтажу незаконных стоянок? Ни на один из этих вопросов Ирина Антонова так и не ответила, зато пообещала, что информация, интересующая комиссию, будет дополнительно предоставлена в гордуму письменно.

В конце концов, народные избранники пришли к выводу, что «пытать» рядовых чиновников управления потребительского рынка, похоже, бессмысленно. Поэтому комиссия решила включить вопрос о незаконных автостоянках в повестку заседания думы 7 октября, где, как рассчитывают депутаты, с обстоятельным докладом на обозначенную тему перед ними выступит не кто иной, как первый заместитель мэра Алексей Бузинный, напрямую курирующий деятельность городской администрации в сфере потребительского рынка и предпринимательства.

Ищут дополнительные доходы

Как полагают депутаты местного парламента, в условиях острого дефицита городского бюджета автостоянки, являющиеся в настоящее время незаконными, могли бы приносить муниципалитету дополнительный доход. Да, пускай сейчас многие платные паркинги носят самовольный характер. Но если горожане пользуются их услугами, значит, эти объекты потребительского рынка востребованы. А раз так - пора бы выработать в Тольятти такой механизм, который позволит легализовать незаконный автобизнес и сделает его прибыльным не только для организаторов, но и для городского бюджета. На заседании комиссии по муниципальному имуществу, градостроительству и землепользованию, в частности, прозвучала мысль о том, чтобы мэрия прежде всего сформировала земельные участки, занятые нелегальными стоянками, затем оформила их в муниципальную собственность, а после этого взимала с организаторов автобизнеса плату за выдачу разрешений на право размещения нестационарных объектов потребительского рынка в виде ночных или круглосуточных стоянок. На проработку этого вопроса чиновникам дали 30 дней. Затем комиссия вернется к его обсуждению и, вероятно, попробует найти решение, максимально выгодное с точки зрения наполнения муниципальной казны.

много автомобилей на стоянке

фото: Площадь Свободы

Юлия Романенко, "Площадь Свободы"

фото: из открытых источников