Вазовцы за всё в ответе?

Вячеслав Шепелев

«В 2014 году из 55 тысяч сотрудников ОАО «АвтоВАЗ» лишь 4,5 тысячи исполняли свои функции на «хорошо» и «отлично».

Такое заявление глава Самарской области Николай Меркушкин сделал 18 ноября в ходе расширенного заседания совета регионального отделения Союза машиностроителей России, говоря о проблемах отрасли, «слабой конкурентоспособности нашей экономики и несоответствии её мировым стандартам». По логике губернатора, большая часть работников автозавода работают кое-как, спустя рукава…

Председатель общегородского независимого профсоюза «МОЛОТ» Вячеслав Шепелев:

Вот такое объяснение вазовским сокращениям, я так понял, нашёл губернатор. Сразу вспоминается лозунг советских времён: «Пионер, ТЫ за всё в ответе!» Ну и по аналогии: «Вазовец, ТЫ за всё в ответе!» Слава Богу! Теперь-то Бу Андерссон может спать спокойно. И Карлос Гон может тоже не ворочаться ночью с боку на бок. И никто из топ-менеджмента ВАЗа – как настоящего, так и прошлого – может не переживать. Они НЕ ВИНОВАТЫ! Ни в сворачивании производств и проектов, ни в конфликтной кадровой политике, ни в многомиллиардных убытках. Не виноваты? Точно? Виноваты слесари и токари? Виноваты сварщики и работники «термички»? Точно они?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю небольшой экскурс по истории уничтожения квалифицированных кадров и трудовых династий на производствах ВАЗа. Про то, что уничтожение кадров на автозаводе началось с первой волны сокращений в 2008 году, я уже писал раньше. Многие и сейчас уверены в том, что тогда под сокращение пошли не те, кто был реальным балластом, а как раз специалисты. Ведь если ты профи в своём деле, то и отношение к себе, и оплату труда требуешь соответственные. А администрации нужны запуганные исполнители.

В связи с этим при запуске производства «Калины» было дано негласное указание ни в коем случае не набирать работников ВАЗа. Так как вазовцы со стажем – люди грамотные не только в производстве, но и в системе оплаты, охраны труда. Другими словами, это работники, знающие цену своему труду. С ними, с точки зрения нового топ-менеджмента, «одни проблемы». Поэтому и начали набор с улицы…

Расчёт до гениального прост. Человек приходит в коллектив один. Ни норм выработки, ни положенной нагрузки, ни правил безопасности не знает. Его сразу обрабатывают. Объясняют, что мастер для него «и папа, и мама». А начальник цеха вообще бог. И что они скажут – это и есть ЗАКОН. Я сам бывал в «командировке» на сварке «Калины» и был поражён тем, как быстро «новую» систему вогнали в подсознание рабочим-новичкам. Задавал работникам вопрос: «Вот вы работаете за троих… А что за это имеете?» (Мы – старые производственники – в своё время имели плату за переработку, почти равную заработной плате. Порядка 15 тысяч. А эти ребята с радостью мне сообщали, что в конце месяца им мастер выписывает «хорошую премию» – аж целую тысячу.

Впоследствии эта система была тут же внедрена на платформе В0. Вазовцы-старожилы, которые потом попадали в эти производства, были в меньшинстве. И новая система их просто ломала.

Пару лет назад я задал вопрос начальнику одного комплекса: «Почему у тебя на производстве практически все мастера такие, что их метлой поганой гнать с завода надо?» На что он мне ответил: «Вячеслав, а что я могу сделать? Нормальных не пропускает служба безопасности. А эти, с купленными дипломами, сидят дома  – в «танчики» режутся. Потом им приходит в голову «гениальная» мысль – «а не пойти ли мне мастером на ВАЗ?». И их берут».

Для чего я всё это рассказываю? Для того, чтобы понятно было – система разрушения династий и уничтожения специалистов была создана искусственно и создана она была именно топ-менеджментом завода, а не токарями и слесарями. Именно с подачи новых менеджеров система «кнута и пряника» приняла более извращённую форму. Пряник – тем, кто не работает, но может заставлять других (либо тем, кто готов молча умереть, работая за троих). А кнут – для тех, кто не желает быть бараном.

Не знаю, как сейчас, а раньше на скотобойнях были бараны-провокаторы. Они вели за собой отару овец, потом их выводили в отдельную дверь. А овцы шли дальше на убой. На «Калине» и В0 почти в каждой бригаде есть такие бараны-провокаторы. Да и зачастую на других производствах. Они либо «бугры», либо «чик-мэны». Их задача – «впаривать» рабочим, что все действия руководства – это благо. Что ни в коем случае не нужно отстаивать свои права. Что всё утрясётся, образуется… Они заминают все неудобные для руководства вопросы и получают за это соответствующие подачки.

Специалисты на отвёрточном производстве… По-моему это абсурд. А на «хорошо» и «отлично» как раз выполняют работу рабы. И те, кто не работает вообще…

К нам в профсоюз «МОЛОТ» обращаются за помощью не работники с «Калины» и В0, а работники со старых производств, проработавшие на заводе от 10 до 40 лет. Сворачиваются именно старые производства: «Приора», металлургическое производство, прессовое производство, ДТР (бывшее НТЦ), ВМЗ (бывшее ПТО) и другие, когда-то уникальнейшие в своём роде подразделения на заводе. На НТЦ разрабатывались узлы и агрегаты, модели автомобилей более чем конкурентоспособные. Высокоточные приборы и станки, выпускаемые на ПТО, не имели аналогов в СССР и странах ближнего зарубежья на постсоветском пространстве. У нас был полный цикл производства автомобиля от «литейки» до колёсных дисков… А теперь? Не вредительство ли это? Не тщательно спланированное ли уничтожение отечественного автопрома как конкурента зарубежных самостоятельных заводов?

Я считаю – всё, что сейчас происходит на ВАЗе, смежных предприятиях и в городе, – это преступление! Направленное на разрушение экономики страны в целом. Думаю, в будущем будет воздано по заслугам как инициаторам этой подрывной деятельности, так и авторам сказок о «плохо работающих вазовцах».

Вячеслав Шепелев

источник: «Тольяттинский навигатор», № 38 (387), 24 ноября 2015 года