Признаюсь, что интерес к местной автовыставке я потерял еще много лет назад, когда из смотра отечественных и зарубежных новинок она превратилась в заурядное событие, игнорируемое даже руководством ВАЗа. Но в этом году все-таки пошел, подгоняемый интересом увидеть новый «Икс код», а также какие-то удивительно дорогие иномарки, которые почему-то решили выставить на обозрение именно в Тольятти.

– Слыхал, а у нас на «Б ноль» даже перекуры запретить хотят! Мало того, что работаем за гроши, так еще разрешения в туалет сходить придется у бригадира спрашивать! – мой вазовский знакомый Алексей, едва поздоровавшись, с угрюмым видом завел речь о насущных проблемах.
На автосалон он идти не хотел, так что пришлось уговаривать, памятуя о том, что вазовцам разрешалось не только бесплатно пройти самим (предъявив заводской пропуск), но и провести с собой кого-то из знакомых или родственников.

– И чего я там не видел? – спросил он, но все-таки согласился поехать после моих слов о том, что возле дорогих машин обычно позируют длинноногие красавицы, которых организаторы приглашают, так сказать, для гармонии.

Перед входом в «Олимп» было довольно многолюдно, правда, посетители автосалона перемешались с толпой юных гандболисток, которых родственники провожали на соревнования, и с ожидавшими начала тренировки гимнастами. Тут же, на улице, работала выставка старых вазовских фотографий, на одной из которых мы прочли лозунг, звучащий нынче почти как насмешка: «Хочешь купить «Жигули» – поработай на главном конвейере». Алексей быстренько подсчитал, что при его нынешней зарплате в 18 тысяч рублей, за минусом коммунальных платежей и расходов на еду, он будет копить на самую дешевую «Гранту» минимум 5-6 лет, при этом отказывая себе в развлечениях и покупке новой одежды.
Вход на выставку организаторы оценили в 300 рублей, что для Тольятти довольно дорого, особенно с учетом нынешней экономической ситуации. Неслучайно, что большинство посетителей тянулись в карман не за деньгами, а за вазовскими пропусками.

– Может, организовать тут бизнес? – оживился приятель. – Проводить людей за 100 рублей по моему пропуску…

Но устроители автосалона этот вариант просчитали. На входе сканировали предъявляемые вазовцами документы – как раз для того, чтобы вторично по ним пройти уже было нельзя.
Гандбольный зал «Олимпа», где разместилась выставка, внушительными размерами не отличается, так что осмотреть все машины можно меньше чем за час. Большинство посетителей толпились на территории вазовского стенда, где можно было не только полюбоваться новинками (среди них – недавно показанный в Москве «Икс код» лимонного цвета), но и поиграть в компьютерные автогонки, что привлекло большое количество молодежи. Народ с любопытством ходил вокруг многочисленных концепт-каров, а мы посчитали, что одна только «Веста» была представлена в шести вариантах. Интересно, сколько из них доведут до конвейера?

Главной же особенностью нынешнего автосалона стали четыре дорогущие иномарки, выставленные на обозрение одной московской компанией. Начнем с «Астон Мартин DB11», которая, по словам менеджеров, вообще демонстрируется в Тольятти впервые (интересно, почему такая честь выпала именно нашему городу?). Эта машинка развивает скорость до 322 километров в час, а стоит она от 18 миллионов рублей. С учетом падающих в Тольятти цен на жилье за эти деньги можно купить 7-8 трехкомнатных квартир московской планировки площадью 66 квадратных метров.

– Ну щас вазовцы как набегут, как раскупят все эти иномарки, - усмехнулся стоявший неподалеку мужчина, однако все-таки поддался соблазну сделать селфи на фоне «Астон Мартина».

Примерно в такую же сумму оценен серебристый «Бентли», ну а самым популярным в плане количества фотографий, пожалуй, стал желтый гоночный «Феррари» за 20,8 миллиона, способный разгоняться до 330 километров в час. Лидер по цене – произведенный в Великобритании белый «Роллс-Ройс» (от 24 миллионов) с 8-ступенчатой коробкой передач и кожаным салоном. Люди ходили вокруг, округляя глаза при виде ценника.

– А какая, интересно, себестоимость? – поинтересовался кто-то в толпе, предположив, что миллионов 10-15 придется выложить исключительно за бренд.

Рядом с каждой из иномарок для гармонии стояли длинноногие девицы, у которых за полчаса нашего присутствия ни разу не сошла с лица улыбка. Алексей попытался заглянуть одной из них в глаза, они как стеклянные, смотрящие куда-то в пустоту. Получается, что от девушек требуются только ноги и улыбка.

Дать однозначную оценку автосалону не могу. С одной стороны, здорово посмотреть на машины, которые раньше видели только в кино, а с другой – получился некий пир во время экономической чумы. Кстати, недавно побывал в техническом музее (там, где подводная лодка) и заглянул в ангар с экспериментальными вазовскими автомобилями. Так вот, там есть экспонат под названием «Ока-2» – внешне привлекательный и вполне соответствующий представлениям о развитии автопрома в период кризиса. Возникает вопрос: почему эта модель пылится в музее (ее так и не начали производить массово), а покупать нам предлагают то, что подороже?

Тимур Калинин, «Вольный город», № 38 (1115) 30.09.16
пачки денег

фото: из открытых источников