Необычный проект, потому что по адресу Юбилейной, 25 находится детская библиотека № 21. А кружок (точнее мастерская) технического творчества называется «ЭВМ — Это Вы Можете».

Казалось бы: ну при чем тут библиотека? Мало того, три тольяттинских папы: Алексей Броваров, Александр Лавров и Михаил Дмитриев — ведут занятия совершенно бесплатно!

Каждую среду приносят в библиотеку внушительные рюкзаки с деталями и проводками и начинают вместе с детьми собирать схемы, мастерить из всякой (казалось бы!) ерунды устройства, полезные в хозяйстве.

Творчески — значит, нестандартно

Как рассказал Алексей Броваров, по профессии он программист, идеей по поводу технической мастерской «заболел» три года назад. Ничего плохого он не хочет говорить про современные школы робототехники. Но там программу закончили, и неизвестно, что в голове у ребенка осталось. Алексею же хочется просто-напросто научить детей творчески, нестандартно мыслить — необязательно в техническом направлении. Хочется, чтобы мальчишки усвоили какие-то элементарные приемы работы с инструментами. Для будущих мужчин это очень важно.

«Да, у нас нет программы, — признался собеседник. — В зависимости от того, что мы делаем на занятии, инструменты можем использовать разные: дрель, паяльник, молоток, пилу, ножовку по металлу». Для поделок используются материалы, которые есть в каждом доме. Вот вы, например, знаете, что ракета может состоять из пластиковой бутылки, воды и воздуха? А мальчишки из мастерской технического творчества не только знают, но и в полет такую ракету запускали. Вместе с отцами, конечно.

Алексей сказал, что для него мастерская — это больше передача эстафеты. Сам он в школьные годы ходил в кучу кружков. Это было в Советском Союзе, когда детей не просто учили, а давали возможность именно развиваться творчески, существовало наставничество. Взрослые ребята, занимавшиеся в кружке лет пять, что-то мастерили в одной комнате с новичками, с малышней и, соответственно, делились умениями и навыками.

С предложением о технической мастерской Алексей Броваров ходил в самые разные школы. Но там даже если директор и радовался предложению, то вынужден был напоминать про стандартные бюрократические требования. Чтобы устроиться преподавателем дополнительного образования, надо предоставить кучу документов вплоть до справки, что не состоишь на учете как террорист.

— Я походил по директорам, руки опустились, а тут мне Александр Лавров предложил вариант с библиотекой, — прокомментировал ситуацию Алексей. — Честно сказать, такой формат я даже не рассматривал, в моем представлении техническое направление и библиотека как-то не сочетались.

Девочки любят микросхемы

— Когда мы начали искать помещение, я посоветовался с сыном, который был волонтером в детской библиотеке № 21, — уточнил Александр Лавров. — Сын предложил мне пообщаться с руководством библиотеки. Директор дал «добро», мы начали вести занятия с декабря 2015 года. Сначала собирали детей в воскресенье. Приходили человек по 20. В основном, конечно, это были мальчики 11-12 лет. Но девочкам, оказывается, техника тоже была интересна. Им особенно понравилось собирать электрические микросхемы, где усидчивость нужна. Девочки, которые занимаются в технической мастерской, — аккуратные, внимательные, заинтересованные. Поскольку на основной работе у нас один выходной в неделю — в воскресенье, мы перенесли занятия на среду. Тяжеловато оказалось жить без выходного.

— Откуда материалы берете?

— У нас нет спонсорской помощи, все делается на наших запасах, — признался Алексей Броваров. — На кружок каждый раз приносим рюкзаки и сумки с деталями, потому что площадей для хранения в библиотеке нет. У меня в силу профессии накопилась куча электронного мусора, я нашел, где его утилизируют. Пришел и спросил: «А нет ли у вас движков, других запчастей?» Они подвели меня к огромному мешку, и я там набрал целую коробку. Друзья, знакомые, родители детей помогают с деталями. Некоторые родители (и мы на это не рассчитывали!) занимаются вместе со своими детьми.

— То есть мастерская технического творчества вполне вписалась в формат библиотеки?

— Да, формат кружков для сегодняшней библиотеки как раз выход, — считает Александр Лавров. — Сейчас библиотеки стали другими, здесь появились игровые комнаты, компьютеры. Детям предлагается много видов активности. Ребята из второго-третьего класса приходят сюда даже для того, чтобы просто покувыркаться в игровой, пообщаться между собой.

Опыт через игру

— Сколько человек приходит на ваши занятия?

— Пять-шесть, но общее количество занимающихся — человек 25. Главное (мы этим довольны!) — идея мастерской стала интересной и детям, и родителям. Одному мальчику, постоянно приходящему на занятия, восемь лет, но он уже технически подкованный. У него бабушка очень технически грамотная, паять умеет. И он готов возиться с проводками, часами...

— Мы возраст не ограничиваем, — констатировал Алексей Броваров. — Пришел, например, папа, посадил ребенка за стол, а сам газету взял читать. В середине занятия он от газетки начинает отвлекаться, включается в нашу работу, помогает сыну. Один взрослый парень присоединился к нам после моей презентации 3D-принтера, помогал вести занятия.

— Может, у вас все-таки есть склонность к педагогике?

— Может. А может (смеется. — Прим. ред.) мы сами еще не наигрались. Некоторые устройства я сам сделал здесь впервые вместе с ребятами. Например, танк, который управляется с помощью ТВ-пульта. Детали танка я распечатал на 3D-принтере. За два занятия мы игрушку собрали. В кружках робототехники используют готовый конструктор «Лего», мы делаем все сами. Задача — дать ребятам опыт. Одну схему они собрали, поняли принцип, поэтому смогут уже и другую схему собрать, спроектировать что-то свое. По-моему, самое ценное в жизни — это знание и опыт, практика.

— И последний вопрос: какой вы видите перспективу развития своей идеи?

— Моя мечта — творческая техническая мастерская, куда дети смогут приходить бесплатно. Любой желающий сможет там что-то собрать. Инструментарий есть: 3D-принтер, станок ЧПУ, а также лобзиковый, сверлильный, фрезерный станки. Было бы помещение…

Марина Козлова, директор МБУК «Объединение детских библиотек»:

Для меня, как для руководителя учреждения, основная ценность в нашей мастерской детского технического творчества в том, что ведут ее папы наших же читателей на совершенно безвозмездной основе. У нас априори преимущественно женский коллектив, и мужской педагогики нам очень не хватает. Но самое главное, я в этом вижу отличный пример патриотического отношения к городу, настоящего добровольчества (в его классическом понимании). Люди начинают тратить свои личные ресурсы по собственному желанию на то направление, которого, по их мнению, не хватает. Эта деятельность не разовая, а системная — «ЭВМ» у нас работает уже год. Мы очень благодарны Алексею, Александру и Дмитрию.

Если бы хотя бы каждый третий тольяттинец занимался добровольчеством именно в таком понимании — уверена, нашему городу не было бы равных!

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
oleangelina@yandex.ru

детская мастерская

фото: «Площадь Свободы»

фото: из открытых источников