На днях в отделе современного искусства Тольяттинского художественного музея произошло открытие выставки «Картина, написанная на спине». Вернисаж, организованный кроме ОСИ самарской галереей «Виктория», позиционировался как главное культурное событие лета и «выставка важнейших деятелей современного искусства Самарской области». Гостям предлагался дресс-код «коктейль», то есть мужчин пускали в костюмах, женщин — в вечерних туалетах. Вход сделали в два раза дороже, пригласили модных ди-джеев, играющих лаунж. И народ пошел. Толпами.
Было здорово видеть так много молодых, красивых людей, хотя девушки на шпильках, видимо привыкшие носить кроссовки, порой смотрелись комично. Назло скептикам нельзя было не отметить, что посещение выставок современного искусства по-прежнему считается модным времяпрепровождением. Неудивительно, что там часто можно услышать комментарии: «Ничего не поняла, но мне понравилось».

А чтобы было более-менее понятно, существуют кураторы выставок, которые могут все разъяснить. Куратором «Картины, написанной на спине» является художник и арт-критик Сергей Баландин, который сразу оговорился, что спина — это скорее символ и что спин на выставке всего две. Главное, по его мнению, что произведение искусства в наше время исчерпало традиционные формы и хочет быть вне вековых контекстов, выйти из рамы, показать свою изнанку вместо перспективы наляпать дополнительные слои для выпуклости. В общем, на выставке зрителям представили художественные эксперименты, посвященные феномену современной картины. Молодые (и уже не очень молодые) самарские авторы Михаил Горелов, Петр Гридин, Дмитрий Жиляев, Иван Ключников, Глеб Песков, Ирина Севостьянова, Анастасия Сыреськина, Андрей Сяйлев, Антон Валанс и сам Сергей Баландин с помощью живописи, скульптуры, коллажа, видеоарта и фотографий размышляют о сущности живописи и человеческого тела, сравнивая их и создавая эстетические парадоксы.

После презентации выставки Сергей провел довольно подробную экскурсию и рассказал о каждом авторе и его методе. Сам Баландин делает перфомансы как «художник действия», в его акциях соавторами выступают некоторые зрители, наносящие художнику на тело краску на свой вкус. На видео можно было наблюдать и процесс раскрашивания художника и как его помощник тканью потом «избивает» Баландина, и сам «холст» с изображением, которое родилось подобным образом. Сергей автор экстремальный, его тело для создания «полотна» порой не красили, а резали бритвой. Но этого видео на выставке нет, не бойтесь.

Фотограф Анастасия Сыреськина показывает фрагменты девичьего мира, где образ модели почти полностью скрыт то цветами, то полиэтиленом, то просто очень мелко напечатан. Ничего нового, но мило. Еще один фотограф — Петр Гридин — исследовал мир людей, которые меняют (или уже поменяли или хотят это сделать) свой пол. Чудесные, свежие и остроумные коллажи создает Ирина Севостьянова. Это то, что многие хотели бы сделать, но почему-то не смогли. Про других авторов умышленно умолчим — пусть посетители сами оценят и видео-, и объекты, и живопись. Как написала об экспозиции руководитель отдела современного искусства Александра Щербина: «Выставка станет открытием не только для Тольятти. Это событие покажет масштаб и глубину очередной «новой самарской волны». Художники уже получили международное признание, так что в успехе этой выставки я не сомневаюсь. Очень смелые и свежие концепции, разнообразие форм работ не оставят никого равнодушным».

В программе открытия был еще и мастер-класс от Сергея Баландина по созданию объектов современного искусства, как выразился Сергей «на коленке». Ведь это правда, что открытием искусство «новой самарской волны» станет для многих. Но, пожалуй, лишь для людей, кто не знает хорошо историю искусства. Ведь то, что делают эти ребята, не ново, а развивается с 60-х годов прошлого века. Это свежо тем, что направлено на развитие молодежи. Молодые люди сейчас реально и быстро могут делать такое искусство. Нужно лишь время, идеи и желание творить. Близки ли вам идеи наших соседей, можете оценить до 11 июля.

Сергей Баландин: «Уверен, придет время, и картина, как Электроник, захочет стать человеком».

Сергей Баландин на выставке

фото: Площадь Свободы

Елена Кочева, "Площадь Свободы"

фото: из открытых источников