В Самарской опере открылся фестиваль, посвященный 70-летию Великой Победы

Новости Тольятти augustnews.ru

Знаковая страница истории

Нынешний фестиваль особенный. Все оперные и балетные названия, которые значатся в его афише и в программе концерта открытия, так или иначе напоминают о военных годах, когда в Куйбышеве в эвакуации находился Большой театр СССР. В то время оставался в строю и уступивший ему свои подмостки местный оперный театр, который объединили с театром музыкальной комедии.

Для труппы Большого театра Куйбышев стал домом в самое тяжелое военное время – с осени 1941 до лета 1943 года. Здесь, далеко от Москвы, на сцене Дворца культуры имени Куйбышева театр работал в полную силу: показывал оперные и балетные спектакли своего репертуара, готовил новые постановки, отсюда концертные бригады ежедневно выезжали в воинские части, госпитали и на предприятия города. А 5 марта 1942 года здесь произошло событие мирового масштаба: впервые прозвучала Седьмая – «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, которую композитор завершил в Самаре.

Живые воспоминания

Артистов Большого театра предупредили об отъезде из Москвы только накануне. До Куйбышева добирались по железной дороге 22 дня. Первый эшелон прибыл в осеннюю стужу 18 октября 1941 года. Основную массу труппы и обслуживающего персонала разместили в переоборудованных в общежития школах, одна из которых – школа № 81 на бывшей Воскресенской, ныне Самарской площади, рядом с городской пожаркой.

Всего в эвакуацию прибыли 650 сотрудников Большого театра. В их числе составившие славу советского музыкального, вокального и балетного искусства дирижеры Самуил Самосуд и Александр Мелик-Пашаев, певцы Максим Михайлов и Иван Козловский, танцовщики Ольга Лепешинская и Асаф Мессерер.

Из воспоминаний солиста оперной труппы народного артиста СССР, трижды лауреата Сталинской премии Алексея Иванова: «Меня поместили в классе химии, где вместе со мной стали жить еще 28 человек. Сначала расположились прямо на полу. Постелили пальто, костюмы, натянули веревки, а на них повесили простыни, платки и прочее – таким способом класс был разделен на несколько «квартир». Постепенно обзаводились койками, стульями, табуретками, самодельными столами – это уже комфорт…».

Откровения великой балерины

Спустя много лет из уст великой балерины народной артистки СССР Ольги Лепешинской довелось услышать: «Как забыть тот страшный сорок первый год, когда отчаяние заполонило сердце. Большой театр приехал в Куйбышев, чтобы работать. Только так мы могли ответить на происходящее вокруг – это было наше глубокое убеждение. Нам создали все условия. Было очень сложно и трудно, но хлеб к обеду у нас был всегда, и об этом мы, старшее поколение, вспоминаем с глубокой благодарностью. За неполные два года мы выпустили здесь три премьеры, в том числе балет «Алые паруса», музыку которого композитор Юровский, не побоюсь быть нескромной, написал специально для меня.

Восстановили «Дон Кихота» – только после этого меня обещали отпустить с концертной бригадой на фронт. Для этого я готовила специальные программы. Помню, как с балетмейстером Якобсоном, скрипачем Реентовичем и моим партнером Гусевым  мы забирались ночами – только это время мы получали для работы – на самый верхний этаж театра, заделывали одеялами щели в окнах, чтобы не дуло, и репетировали. Именно в Куйбышеве мы работали над номерами «Охотник и птица» и «Слепая», которые впоследствии стали советской балетной классикой. Наши мамы были гардеробщицами и билетерами, выполняли в театре любую работу. Помню, как однажды они волокли на коврике «действующее лицо» балета «Дон Кихот» –  непокорного осла, который отчаянно сопротивлялся и не желал идти по паркетному полу. В моей квартире, находившейся на первом этаже больницы, была горячая вода, и ко мне на неделю вперед выстраивалась очередь: наши артисты жили в здании школы по несколько семей в одной разделенной одеялами комнате. О  горячей воде там, конечно же, не могло и быть речи…».

Творческие будни

Первый концерт Большой театр дал 6 ноября, первый спектакль – «Травиату» – 11 декабря 1941 года. Для открытия сезона была назначена опера «Иван Сусанин», как нельзя более отвечавшая духу времени. Вскоре театр сумел возродить спектакли «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник», балет «Лебединое озеро». Началась подготовка к возобновлению «Черевичек», «Аиды», «Ромео и Джульетты». Первой премьерой стала опера «Вильгельм Телль», показанная 8 ноября 1942 года.

Из заметки «Большой театр в Куйбышеве» на пожелтевшей от времени странице газеты за 6 февраля 1942 года: «Артисты театра активно участвуют в культурно-художественной жизни города, выступают в филармонических концертах, по радио, руководят самодеятельностью в воинских частях, на фабриках и заводах Куйбышева. Театр провел концерт, весь сбор с которого поступил в фонд танковой колонны имени В.Куйбышева. В ближайшее время состоятся концерты на постройку эскадрильи противотанковых самолетов «Советский артист» и в пользу МОПР. Спектакли и концерты проходят при переполненных залах».

Вот что вспоминает артистка хора Большого театра Татьяна Державина: «Сила воздействия спектаклей была необыкновенной. Однажды в последнем действии «Ивана Сусанина», когда Максим Дормидонтович Михайлов пел предсмертную арию Сусанина, по мосткам, переброшенным из зрительного зала, на сцену поднялся военный и расстегнул кобуру, чтобы уничтожить иноземных убийц и спасти русского патриота. Хорошо, что рабочие сцены успели во время успокоить офицера».

Оперная труппа Большого театра продолжила в Куйбышеве работу над оперой «Борис Годунов» Мусоргского в инструментовке Шостаковича. На публикуемом снимке – момент репетиции  сцены «У храма Василия Блаженного» из «Бориса Годунова». В центре великий бас Максим Михайлов – Борис, справа от него на переднем плане тенор Соломон Хромченко – Юродивый. Этот и другие редкие архивные снимки из фонда музея Большого театра были предоставлены мне в середине 1980-х годов моими друзьями – тогдашним директором музея Валерием Зарубиным и научным сотрудником Людмилой Рыбаковой.

«Большой» всегда рядом

Отметим, что артисты куйбышевского театра оперы, балета и музыкальной комедии также неоднократно выезжали на фронт со спектаклями и концертными программами. Театр получил две телеграммы от И.Сталина с благодарностями за перечисление средств на строительство самолета и танков.

Работавшие параллельно в военном Куйбышеве Большой и местный театры жили в согласии один с другим. Столичные мастера –  дирижер Владимир Небольсин и режиссер Николай Домбровский были творческими консультантами куйбышевского театра, художник Петр Вильямс оформил две постановки: «Табачный капитан» – спектакль, родившийся в этом театре, и «Дочь тамбурмажора». Солисты куйбышевского театра были заняты в спектаклях москвичей.

Творческие связи Большого театра с Куйбышевом – Самарой не прекращались никогда. Ведущие солисты Большого регулярно выступают в оперных и балетных спектаклях нашего театра. В апреле 1995 года в Самаре прошел фестиваль «Звезды Большого театра», посвященный 50-летию Победы. В его афише среди других названий значились «Пиковая дама», «Лебединое озеро» и «Дон Кихот», которые были в куйбышевском репертуаре Большого театра  в военные годы.

Елена Образцова, приехавшая тогда в Самару в составе группы артистов Большого театра для участия в фестивале, сказала: «В Большом театре ничего не забыли и очень благодарны городу Куйбышеву, который помог ему в трудную годину. Большой театр прислал в Самару лучшие оперные и балетные силы, которые у него есть. Когда меня пригласили в дирекцию и предложили принять участие в этом фестивале, я сразу согласилась».

В 2005 году в канун празднования 60-летия победы Большой театр снова побывал в нашем городе. В преддверии гастролей директор театра Анатолий Иксанов в эксклюзивном интервью автору этих строк особо подчеркнул: «Гастроли в Самаре – это знак благодарности Большого театра жителям города за то, что в самые трудные для страны и театра годы наш коллектив был принят, обласкан в Куйбышеве, где ему была предоставлена возможность работать, творить, не только показывать текущий репертуар, но и выпускать новые спектакли. Иными словам, Куйбышев спас Большой театр во время войны. Для нас это очень важно и сегодня. К этим гастролям наша труппа готовится с большим волнением».

Афишу гастролей Большого театра 2005 года составили балет «Светлый ручей» и Седьмая («Ленинградская») симфония Дмитрия Шостаковича, а также опера «Борис Годунов», над которой коллектив работал в Куйбышеве. К показанному на фестивале 2005 года «Борису Годунову» в постановке 1948 года «приложили руку» такие выдающиеся мастера, как режиссер Леонид Баратов, художник Федор Федоровский и балетмейстер Леонид Лавровский. За пультом стоял Александр Ведерников, а в заглавной партии выступил тогда молодой, но уже получивший признание у слушателей воспитанник Казанской консерватории Михаил Казаков – ныне ведущий солист Большого театра.

Штрихи музыкальной ауры военной поры

Концерт открытия нынешнего фестиваля не случайно называется «По страницам спектаклей военных лет». В его программе фрагменты из опер, балетов, оперетт и музыкальных комедий, которые были в репертуаре Большого и куйбышевского театров в 1941 – 1943 годы. Наряду со сценами и ариями из «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Царской невесты», «Травиаты», «Аиды» и «Кармен», прозвучат фрагменты из «Сильвы», «Баядеры», «Периколы».

Зрители увидят фрагменты из балетов «Лебединое озеро» и «Тщетная предосторожность». В заключение программы прозвучит хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин». В концерте примут участие солисты, хор и оркестр Самарского театра, а также гости – ведущие солисты оперы Большого театра меццо-сопрано Ирина Долженко, баритон Андрей Григорьев и тенор Олег Долгов.

В афише фестиваля – премьеры русской оперной классики, вышедшие в последние годы на обновленной сцене Самарского театра оперы и балета. Партию Кончака в опере Бородина «Князь Игорь» исполнит солист Азербайджанской оперы Али Аскеров, а партии Кончаковны в этой опере и Марины Мнишек в «Борисе Годунове» – солистка Большого театра Светлана Шилова. Ее коллегу по труппе Максима Пастера можно будет услышать в партиях царя Берендея в «Снегурочке» Римского-Корсакова и князя Шуйского в «Борисе Годунове». В партии Бориса – Михаил Казаков. Единственный балетный спектакль фестиваля – «Тщетная предосторожность» будет посвящен памяти Ольги Лепешинской.

Из ведущих самарских исполнителей – участников фестиваля, можно назвать Василия Святкина – Игорь и Татьяну Ларину – Ярославна в «Князе Игоре», Ирину Янцеву – Снегурочка, Дмитрия Крыжского – Самозванец в «Борисе Годунове», Екатерину Первушину и Виктора Мулыгина – Лиза и Колен в «Тщетной предосторожности». За пультом – дирижеры Александр Анисимов, Евгений Хохлов и Борис Бенкогенов.

фото: Самарские известия

Валерий Иванов, «Самарские известия»