В грыже гаджет виноват

Новости Тольятти augustnews.ru

95% российских школьников имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата.

О причинах этой практически всеохватывающей проблемы и не только рассказал накануне нового учебного года детский врач-ортопед-травматолог городских поликлиник № 2, 3, 4 Павел Никитин. Информационным поводом для встречи стали требования безопасности к учебным товарам, опубликованные накануне нового учебного года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора).

Разговор начался с обсуждения ранца. Он, конечно, лучше портфеля, так как нагрузка равномерно распределяется на весь позвоночник, при условии, что в портфеле находится допустимое количество килограммов, конечно. Вес заполненного учебными принадлежностями ранца, как известно, по требованиям Роспотребнадзора не должен превышать 10% от массы тела ученика. А такого, по словам Павла Владимировича, практически не бывает! Во всяком случае, у своего сына за годы обучения в начальной школе Павел Владимирович видел ранец в пять-семь килограммов. Учебники, печатные и обычные тетради, пенал, спортивная форма, вторая обувь – вес набирался приличный. Чтобы школьник грыз гранит наук с минимальными потерями для здоровья, можно использовать два комплекта учебников – один в классе, второй – дома. Во всяком случае, для своего сына собеседник выбирает именно такой вариант.

– Пятидневка – нереальная нагрузка на школьника, нужна шестидневка, – высказал свое мнение Павел Владимирович и аргументировал свою точку зрения, – ребенок с 8 утра до 16 часов находится в школе, как взрослый человек на работе. Отпахал смену – и мы еще после этого заставляем ребенка учить уроки, а ведь сами после работы, как правило, занимаемся домашними делами или отдыхаем. Создается ощущение, что у детей целенаправленно отбивается желание учиться. То есть стране не нужны умные люди?
Затем Павел Владимирович с точки зрения здоровья рассмотрел ситуацию. Ежедневно таская непомерно тяжелый ранец, ребенок испытывает сильную физическую усталость, у него портится осанка. Мало того, родители дают детям телефоны в школу, на переменах чада сидят и играют с ними, вместо того чтобы бегать, прыгать, проявлять любую физическую активность. Картина получается нерадостная: сначала наше дитя идет в школу, согнувшись под тяжестью ранца, потом пишет-читает на уроках, опять-таки согнувшись. И даже на переменах его голова опущена, так как он смотрит в гаджет. Наш ребенок не разгибается в течение всего дня! А учителю не до этого. У него на перемене – проверка тетрадей, подготовка к следующему уроку, заполнение журналов и другая текущая работа, благо все ученики сидят, уткнувшись в телефоны, никто не бегает по классу, не скачет. Вероятность травматизма, соответственно, уменьшается…

Благодаря тяжелым ранцам, неправильной школьной мебели и очень быстро распространившимся гаджетам 95% школьников имеют целый букет заболеваний, связанных с опорно-двигательным аппаратом. Каких именно заболеваний? Павел Владимирович начал с плоскостопия, напомнив: стопа является нашим амортизатором. Если она полноценно не выполняет свою функцию, страдают суставы и позвоночник. При плоскостопии они получают постоянные микротравмы. Для примера возьмем два автомобиля: «Мерседес» и «Запорожец». Понятно, что на «Мерседесе» ехать легче и приятней, то же самое – идти на здоровых ступнях. При постоянном микросотрясении суставов у плоскостопых детей деформируются кости и позвоночник. Нарушение осанки приводит к сколиозу, длительное неправильное положение головы ребенка в свою очередь – к нестабильности шейного отдела позвоночника, хандрозу, остеохондрозу, грыже, а в старшем возрасте – к потере трудоспособности.

– Поскольку электронные учебники облегчат тяжелый ранец, помогут ли они сохранить здоровье школьников? – спросила я у собеседника.

– Действительно, ранцы станут легче, и это хорошо. Но возникает второй вопрос: под каким углом ребенок будет смотреть на монитор? Помните, когда-то в советских школах на партах были подставки для книг? Если электронная книга будет просто лежать на парте, голова ученика опустится, что приведет к растяжению связок в шейном отделе, к нарушению кровообращения сосудов головного мозга, к потере зрения в последующем. Обратите внимание на детей с телефонами или планшетами – голова у них висит, это будущие пациенты окулистов, неврологов, ортопедов. Вообще, нестабильность шейного отдела позвоночника начинает развиваться в детском саду, когда дети уже пытаются длительно сидеть в одной позе за разными гаджетами, а в школе эта тенденция только усиливается.

По мнению собеседника, в каждом образовательном учреждении педагоги и администрация должны вести политику, направленную против гаджетов. Например, пусть учительница сразу предупредит родителей: «Я за гаджеты вашего ребенка не отвечаю, если потеряет – ваши проблемы». Хороший ход! Кроме того, собеседник рассказал, что его сын играл в школе в шахматы. У них действовало простое, но очень эффективное правило: если у участника турнира зазвенел телефон в школе, его дисквалифицировали.

– Задачу заинтересовать детей в учебе, в здоровом образе жизни сейчас в основном возложили на родителей, – констатировал Павел Владимирович. А это, по его мнению, неправильно, ведь многие папы и мамы работают с 8 утра до 8 вечера, чтобы прокормить своих чад и себя, при таком режиме о здоровье думать некогда. Каждый действует сам по себе: учителя, родители, врачи, а должны сообща, причем за хорошую зарплату. Иначе наступает деградация, и все слова о здоровье нации просто-напросто бессмысленны.

Интересно:

Проблему поражения опорно-двигательного аппарата сегодня называют настоящей чумой 21-го века. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) этими болезнями страдает 80% населения Земли. Причем большинство – трудоспособного возраста: от 30 до 50 лет. В России основная часть амбулаторного приема неврологов приходится на пациентов, у которых диагностируются те или иные патологии позвоночника и суставов.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”