В гостях у легендарного голоса

Новости Тольятти augustnews.ru

Спортивный обозреватель радио «Август», комментатор Сергей Питерцев рассказал о звездах спорта, болельщиках и своей работе.

«Здравствуйте, дорогие мои тольяттинцы, любители и поклонники хоккея!» — эта коронная фраза, давно ставшая визитной карточкой сегодняшнего собеседника, хорошо известна болельщикам Тольятти еще со времен, когда не было Интернета, а единственная трибуна Дворца спорта «Волгарь» не вмещала и десятой части всех желающих видеть матчи хоккейной «Лады». Искренняя любовь к спорту, помноженная на увлеченность профессией, за многие годы привела к тому, что рабочий кабинет Сергея Питерцева теперь напоминает не просто место подготовки репортажей, а целый спортивный музей с застывшей в настенных календарях и в сувенирных шайбах с чемпионатов мира историей, с фотографией с Александром Карелиным, интервью с которым вместо запланированных 15 минут на радио «Август» заняло почти два часа. Однако самыми ценными экспонатами Сергей Питерцев называет хоккейные свитера бывших игроков «Лады» Александра Семина и Игоря Григоренко с автографами и дарственными надписями спортсменов.

— Это жена Петра Ильича Воробьева привезла мне из Вашингтона, — рассказывает Сергей Питерцев о бесценных трофеях. — Они летали туда отдыхать, жили в доме у Семиных. И с мамой Саши Семина в Вашингтоне ездили, искали свитер с его номером, но везде был Овечкин. С трудом нашли в одном магазине, и потом в клубе знаменитая четверка «Вашингтон Кэпиталз» — Александр Овечкин, Сергей Федоров, Александр Семин и Виктор Козлов — на нем расписались. Другой свой игровой свитер из Лиги чемпионов подарил мне Игорь Григоренко в первый его сезон, когда спортсмен начал играть в «Салавате Юлаеве».

До работы на радиостанции «Август», одним из основателей которой был Сергей Питерцев, в жизни спортивного журналиста была школа, Куйбышевский институт культуры и целая серия творческих экспериментов.

— А как хоккеем увлекся?

— Это еще с детства. Читать умел с четырех лет, у меня были две толстенные подшивки журнала «Физкультура и спорт» за 1968 и 1969 годы. От корки до корки прочитал. И все герои публикаций — Фирсов, Рагулин, Коновалов, Тарасов, Бобров — были кумирами детства. Собирал альбомы с вырезками фотографий и статей. Все матчи, начиная от суперсерии 1972 года и заканчивая всеми чемпионатами мира, смотрел. Мы жили в Комсомольском районе до 1972 года с мамой и старшей сестрой. У нас был единственный на весь барак телевизор, и к нам приходили все мужчины посмотреть хоккей. Потом жили в пяти минутах ходьбы до «Волгаря». И на все концерты, спортивные соревнования ходили с одноклассниками во Дворец спора, когда на союзный финал «Золотой шайбы» в конце 1970-х еще приезжал сам Анатолий Тарасов. И хотя я мечтал быть хоккеистом, но на коньках не умел кататься.

Работа Сергея Питерцева в НТЦ ВАЗа, куда его пригласил в 1993 году сам Константин Сахаров, была связана с организацией выставок, симпозиумов, пресс-конференций, концертов, собраний, съездов, экспозиций, праздничных и корпоративных мероприятий.

— А с сентября 1996 года, — продолжает Питерцев, — я начал вести спортивную программу «Серж» в свой обеденный перерыв, выходя по телефону в эфир «Августа». Потом руководители радиостанции Илья Фирсанов и Александр Николаев предложили идею вести репортажи. Никогда этим делом не занимался и не собирался, меня больше интересовали театр, музыка, шоу-бизнес. А в то время на телевидении невозможно было слушать комментаторов. Понимаю, что им, наверное, было грустно смотреть, как молодые мальчишки в разваливающемся ЦСКА пытались сохранить хорошую мину при плохой игре, когда великие игроки из московского «Динамо» и ЦСКА уехали за океан. И при этом они презрительно относились к провинциальным командам, включая «Ладу». Москва всегда очень противостояла и противодействовала успехам провинциальных команд. И, на мой взгляд, до сих пор в Кубке Гагарина это продолжается. Для столичных клубов и питерского СКА создаются самые комфортные условия в чемпионате, верстается календарь. Не уверен, что СКА в этом году в финал пройдет, хотя, конечно, хотел бы пожелать удачи Ковальчуку, я его очень люблю как игрока, но человек, который получает зарплату, как вся хоккейная команда «Лада», наверное, должен играть в НХЛ.

— Иными словами, ты считаешь, что игроки такого уровня не должны играть в КХЛ?

— Это было бы здорово, если бы у нас было больше таких хоккеистов в чемпионате КХЛ. Но в стране, которая в эти дни терпит настоящее финансовое бедствие, где люди не знают, какие цены на гречку, рыбу и мясо будут завтра в магазинах…

— Своим учителем в жанре спортивного репортажа ты называешь Николая Озерова.

— Да, он личность уникальная. Народный артист Советского Союза, театральный артист. Эмоциональную сторону репортажа использовал как высокопрофессиональный актер. И все эти его гениальные фразы — «такой хоккей нам не нужен» и прочие — ушли в народ. Но радио — это не телевидение, хотя я тоже старался голосом передать все эти эмоции и все то, что происходит на льду в момент прямого эфира.

— А что не нравится в твоей работе?

— Бывает сложно в перерыве, когда толпы людей гуляют по холлу. Отдельной комнаты нет, а успеть добежать до пресс-центра за двенадцать секунд после звонка из выпускающей студии мне просто невозможно даже на роликах. Куда-нибудь в уголок забиваюсь и стараюсь тише говорить, не привлекая внимание, но при этом вижу в отражении стекла, как за моей спиной выстраиваются человек десять и начинают слушать с комментариями: «Вон, смотри, Питерцев стоит!» С другой стороны — это специфика работы такая, ничего не поделать.

— На четыре года ты брал паузу в своих прямых репортажах.

— Невозможно было смотреть на то, как «Лада» уничтожается, на события вокруг замораживания строительства ледового дворца. Каждый год из этих четырех сезонов я приходил на один-три матча. Усилиями воли заставлял себя смотреть хоть один период. Смотреть было тяжело, потому что уровень очень низкий.

— В свое время ты подарил три песни хоккейному клубу.

— Сейчас мою песню сократили до одного припева «Ну давай, «Лада», смелей, ну давай, шайбу забей!». Я не то что хвалю свою песню и не считаю ее каким-то шедевром, но мне было очень приятно слышать, что болельщики ее поют. Даже когда во время матча ее не включают. Вообще, болельщики и отношение к ним у нас и за рубежом разное. Однажды в НХЛ увидел, как весь лед в Нью-Йорке после хет-трика был усыпан клубными кепками, а у нас в КХЛ недели две-три назад начали бросать кепки, и полиция принялась винтить болельщиков, посчитав, что это провокация. Они не знали, что в хоккее есть традиция как бы снимать шляпу перед джентльменом, забросившим три шайбы.

— Помимо хоккея ты еще комментируешь спидвей и ледовые мотогонки, автоспорт. Кстати, знаменитый спидвейный клич «Мега-Ла..?» — Да!» твоего авторства?

— Нет, это Женя Ганелин придумал, актер из Санкт-Петербурга, который снимался в «Улицах разбитых фонарей», в «Убойной силе». Официальную часть в комментаторской будке тогда вел патриарх русского спидвея Владимир Карнеев, а внизу в паузах и во время заездов работал Ганелин. А когда он ушел в кино, я его сменил. Потом по болезни перестал приезжать Карнеев, и мне пришлось работать уже и наверху. Торжественную часть я начинал внизу (построение, выступления гостей и организаторов), потом надо было бежать наверх в будку, работать там, и в перерывах опять спускаться. Носиться так беспрестанно было непросто, в итоге я все стал делать наверху. И как диктор-информатор, и как шоумен. Это объединение и дало неповторимый стиль ведения гонок.

— Сергей, в твоей биографии была также и работа с дуэтом «Матрена и Цветочек» в составе Сергея Чванова и Игоря Касилова. Сейчас поддерживаете отношения?

— Это мои друзья, с которыми я в свое время очень много ездил с концертами. На одной из радиостанций, которая должна была появиться в тольяттинском эфире, Николай Фоменко в паузах делал приколы, которые потом расхватывались на цитаты. Рейтинг был сумасшедший. Я предложил тогда для Игоря и Сергея писать все эти штучки-мульки, перелопачивал десятки тысяч анекдотов, что-то сам придумывал. Они записали двадцать мулек. И на следующий день после выхода в эфир проснулись знаменитыми, а телефоны «Августа» обрывали слушатели с вопросами: «Кто это? Это наши?» На следующий месяц начали проводить прямые радиомосты с Киевом, Минском, Чикаго, Прибалтикой, Дальним Востоком. И они, начиная в эфире беседовать с их ведущими, так их застебывали, что те со стульев со смеху падали. Этот проект потом получил диплом и премию мэра Сергея Жилкина за «Лучший проект года». Серега Чванов и сейчас в Тольятти на рыбалку каждое лето приезжает. К нам на радио заходит, мы общаемся от души. А Игорь к нам не заезжает. И в Москве с тольяттинскими не общается, на что у него, наверное, свои причины.

О жанре спортивного комментария, работе, да и о многом другом, будучи личностью неординарной, в чем-то даже легендарной, и при этом превосходным рассказчиком, Сергей может говорить долго. С любопытными деталями, интересными подробностями и шутками, которые, увы, не поместятся в формат спортивной полосы.

Интересно:

За время работы на радио «Август» Сергей Питерцев вел прямые радиорепортажи с крупнейших теннисных, хоккейных, футбольных и других турниров, побывав в командировках почти в 30 странах мира.

Валерий Близнецов, газета “Площадь Свободы”