Учителя, не вмешивайтесь

Новости Тольятти augustnews.ru

Тольяттинские школьники замахнулись на лавры драматургов.

На сцене Молодежного драматического театра (МДТ) состоялась интересная премьера — 12 маленьких пьес, написанных старшеклассниками, участвующими в проекте «Театр в классе 2015». Представили результаты юных дарований профессиональные актеры под руководством режиссеров Дмитрия Квашко (Тольятти) и Алины Гударёвой (Москва). Судя по названиям пьес, наши подростки живут прямо-таки шекспировскими страстями: «Любимый, я тебя убью», «Помни о смерти», «К чему ведут сомнения», «Трудный возраст», «Наперекор судьбе», «Парень твоей мечты».

Конечно, действо, происходившее на сцене МДТ, полноценным театральным спектаклем вряд ли можно назвать, скорее — читка с элементами спектакля. Впрочем, режиссер Дмитрий Квашко перед просмотром ввел зрителей в курс дела: обычные школьники попробовали написать драматургические произведения всего лишь за неделю и поняли, что это не так-то просто. Профессиональные актеры увидели пьесы только накануне спектакля. Они дружно вышли на работу в свой выходной день, чтобы поучаствовать в проекте, поддержать его. По словам организаторов, «Театр в классе» нравится профессиональным актерам МДТ. Они считают интересными тексты детских пьес. Пусть они наивны и забавны, зато написаны авторами с абсолютно свежим взглядом. Кроме того, проект — это своеобразный актерский тренинг, за один день надо максимально погрузиться в несколько разнообразных ролей.
Итогом совместной работы детей, драматургов, актеров, режиссеров и стала читка — представление пьес, каждая из которых длилась минут десять. Практически все ребята впервые прикоснулись к жанру драматургии как авторы. Кто-то работал над текстом в одиночку, другие объединились в дуэты, был даже творческий квартет. Некоторые пьесы получились ну очень веселыми, несмотря на серьезность затронутых в них проблем. На диалоги героев зрители реагировали эмоционально, на аплодисменты и цветы в финале действа не поскупились. Оно и понятно: родители, друзья, одноклассники постарались поддержать новоиспеченных драматургов.

Уточним: перед премьерой (а именно — с 4 по 12 апреля) со старшеклассниками в рамках творческих мастерских поработали драматурги Ольга Савина и Дарья Савина. Со стороны гуманитарного центра интеллектуального развития (ГЦИР) проект курирует старший методист Наталия Савина и ее дочери-драматурги Дарья и Ольга Савины. Наталия Александровна рассказала, что информация об условиях участия в проекте ежегодно рассылается по всем школам. Количество участников ограничено, так как драматурги с каждым ребенком работают индивидуально. В этом году откликнулись ученики школ № 80, 60, 70, 90, 1, «Лада», ГЦИР. Всего на проект пришли больше 30 детей, до финиша дошли 21 участник. К серьезной ежедневной работе оказались готовы не все старшеклассники. Те, которые вовлеклись-таки в творчество, начали буквально с первого занятия строчить диалоги, ведь именно в них выражается драматический конфликт. После написания диалоги обсуждались, драматурги работали с подростками по определенной технологии.

Далеко не все из пришедших в проект ребят были отличниками, некоторые чуть ли не впервые пришли в театр и понятия не имели, что такое репертуарный спектакль. Пусть такие дети писали с ошибками и поначалу двух слов на бумаге не могли связать, тем не менее пьесы из-под их перьев выходили-таки. Главное — приложить усилия. Мотивация, озвученная педагогами, была простая: «Проект «Театр в классе», возможно, единственный шанс в вашей жизни, чтобы приобщиться к творчеству и к театральной кухне». В результате творческий процесс настолько захватил детей, что они стремились попасть в «Театр в классе» еще раз, но повторное участие невозможно по условиям проекта.

Конечно, настоящих драматургов из детей за неделю не сделаешь. Но и задача проекта не в этом. Главное — дать почувствовать детям вкус творчества, серьезное отношение взрослых к произведению, написанному подростком. Заинтересованность, понимание, участие — многим ребятам не хватает именно этого в семье и школе.
Случались на проекте и казусы. Например, некоторых участников проекта усиленно опекали их учителя. Из лучших педагогических соображений, конечно. Вдруг что-нибудь не то напишет неразумное дитя? Чуть ли не ошибки красной ручкой учительница исправила в тексте своего ученика. Организаторы поняли: педагог написала пьесу, не ребенок. Пришлось обратиться к профессионалам с просьбой: «Учителя, не вмешивайтесь, пожалуйста».

Проект существует около десяти лет. Меняются ли проблемы, которые поднимают дети в своих пьесах? Наталия Александровна рассказала, что темы любви и выбора присутствуют традиционно и обязательно. В этом году, по мнению преданных зрителей, в текстах стало больше позитива. Несколько лет назад в конце каждой пьесы всех убивали либо жизнь героя заканчивалась суицидом. Живой тогда еще Вадим Леванов пытался объяснить: «Убийство — самый легкий способ: раз — и нет ничего. Есть много других путей выхода из конфликта. Покажи их людям!» Тогда не каждый подросток готов был изменить свой текст с суицидным финалом.

Естественно, многое дети берут из современного кино. Сначала, когда они делятся творческими планами, можно с ходу назвать фильм или сериал, откуда скопирован сюжет. Драматурги требуют от подростков написать собственные оригинальные пьесы. Пишите, мол, про то, что знаете: про свою школу или жизнь семьи, невыдуманные истории. В этом году в пьесах появилась мистика, символизм, философские обобщения. «Помни о смерти» — так назвал свою пьесу Данила Торопов из школы «Лада». А Григорий Храмов из школы № 1 написал драму о забеременевшей старшекласснице. Казалось бы, девчачья тема, тем не менее осмыслить ее попытался парень.

Каковы перспективы развития проекта? На следующий год организаторы хотят проводить «Театр в классе» на базе реабилитационного центра «Виктория» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Со временем, возможно, в написании пьес поучаствуют студенты колледжей и техникумов, дети из социально неблагополучных семей. Почему нет? Одна из задач проекта — привлечение новых зрителей в театр. Есть планы сдвинуть «Театр в классе» на февраль — на день рождения Вадима Леванова.

Факт:
Идею проекта «Class act» привез в Тольятти драматург Вадим Леванов в 2004 году, тогда в Россию впервые приехали драматурги из Шотландии Никола МакКартни и Дуглас Максвелл. В нашем городе проект прижился, поскольку здесь успешно работали местные драматурги: Юрий Клавдиев, братья Вячеслав и Михаил Дурненковы. Благодаря их пьесам и творчеству самого Вадима Леванова столичные театральные критики очень быстро заговорили о феномене самобытной тольяттинской драматургии. Пьесы наших драматургов ставились на сцене МХТ имени Чехова и других театров Москвы и Питера, по их сценариям снимались фильмы. После смерти Вадима Леванова в память о нем гуманитарным центром интеллектуального развития (ГЦИР) и МДТ был организован проект «Театр в классе».

Интересно:
Пьесы Юрия Клавдиева публикуются в журналах «Театр» и «Современная драматургия», ставятся в московских театрах «Практика» («Собиратель пуль», 2006) и «Театр.doc» («Я — пулеметчик», 2007), в театрах Санкт-Петербурга, Тольятти и Перми. Помимо театральной деятельности Клавдиев еще и является автором сценариев к фильмам: Алексея Мизгирева «Кремень» (2007), Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» (2008), а также он один из соавторов сериала «Школа» (2010).

Сейчас Клавдиев более чем известный и востребованный театром и зрителем драматург, живет в Петербурге. Среди последних ярких премьер по его пьесам — спектакль «Машина» в постановке Владимира Панкова в «Гоголь-центре».

Михаил Дурненков писал сценарии к сериалам, в том числе к фильму Юрия Грымова «На ощупь». Сейчас преподает курс по «кинодраматургии» при РГГУ. По его пьесе «Самый легкий способ бросить курить» в Москве идет два спектакля — в Школе современной пьесы и в ЦДР с недавними выпускниками-гитисовцами курса Хейфеца.

С 2013 года — один из членов новой арт— команды организаторов «Любимовки» и сооснователь фестиваля современной зарубежной драматургии «Перепост». Пьесы Михаила Дурненкова ставятся в России и Европе, переведены на иностранные языки.

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”