Выйти на митинг протеста готовы родители, учителя и даже выпускники школы № 5.

Учителя, родители и выпускники возмущены планами департамента образования мэрии, решившего присоединить школу № 5 к школе № 4 в рамках процесса оптимизации. Активисты направили письма мэру Тольятти Сергею Андрееву, председателю городской думы Дмитрию Микелю, разместили обращение в социальной сети «ВКонтакте» и собрали более 850 подписей.

Где логика?

Учителя школы № 5 негодуют:

— Процедура объединения проходит с множеством нарушений, без учета мнений педагогического и родительского коллектива одной из сторон (школы № 5) и просто вопреки какой-либо логике и здравому смыслу. Даже по внешним критериям школы сильно различаются и не соответствуют друг другу. Цель объединения (а может быть, поглощения?) и вовсе не ясна.

Родители в письме к мэру возмущаются, почему вопрос реорганизации решен в пользу школы № 4, хотя, во-первых, в двух зданиях школы № 4 учеников меньше, чем в одном здании школы № 5 (соответственно — 500 и 900). Во-вторых, в школе № 4 в течение последних двух лет отсутствует третья ступень обучения (10-11 классы). В-третьих, школа № 5 дает неизменно высокие результаты при сдаче ЕГЭ, что свидетельствует о качестве образовательных услуг. В-четвертых, в школе № 5 работают педагоги с высоким уровнем образования и квалификации: 23 педагога отмечены наградами МОиН РФ, 20 педагогов имеют высшую категорию. Учителя школы являются победителями и призерами конкурса «Лучшие учителя России». Качество преподавания учебных дисциплин позволяет достигать высоких результатов во Всероссийской олимпиаде школьников, в итоговой аттестации учащихся. За последние три года из школы вышли семь золотых медалистов!

В своей петиции градоначальнику папы и мамы учеников школы № 5 спрашивают:

— Почему чиновники мэрии, решая вопрос об условиях реализации права на образование наших детей, не удосужились спросить мнения родителей как законных представителей по этому вопросу?

По мнению активистов, налицо грубое нарушение гласности и свободы слова. Вызывает недоумение и тот факт, что администрация школы № 5 узнала о работе комиссии по реорганизации по электронной почте 12.10.2016 г., то есть спустя 11 рабочих дней со дня выхода постановления о создании комиссии по оценке последствий принятия решений по реорганизации. Получается, что работа оценочной комиссии мэрии носит формальный характер.

Реорганизации решит все проблемы

А в школе № 4, напротив, предстоящую оптимизацию считают абсолютно логичной, видят в ней сплошные плюсы и оптимизм свой аргументируют.

Во-первых, МБУ «Школа № 4» в числе первых стоит в городской программе по строке «Капитальный ремонт». Нецелесообразно менять номер 4 на номер 5, так как в строке капитального ремонта значится МБУ «Школа № 4», проектно-сметная документация сдана в Министерство образования и науки Самарской области как документация МБУ «Школа № 4». В связи с реорганизацией за счет дополнительных площадей появится возможность обучаться в две смены в двух зданиях: МБУ «Школа № 5» и МБУ «школа № 4» (начальный корпус).

Во-вторых, в настоящее время ни в школе № 5, ни в школе № 4 организовать профильное обучение не представляется возможным в связи с малым количеством детей на последней ступени обучения. Реорганизация даст возможность организовать профильное обучение за счет консолидации методических ресурсов.

В-третьих, после реорганизации вырастут зарплаты учителей. По действующей системе фонд оплаты труда педагогов складывается из нормативных затрат, потраченных на оказание государственных услуг в сфере образования в расчете на одного воспитанника за счет средств областного и федерального бюджетов, а также из общей численности учеников, являющихся потребителями услуг. Поэтому из-за небольшого количества обучающихся у педагогов маленьких школ минимальные зарплаты. Реорганизация учреждений оказывает влияние на экономию средств за счет сокращения административного аппарата, а также за счет средств социального страхования. Кроме того, в маленьких школах сложно организовать замену одного учителя другим. В крупной школе больше возможностей решить любую ситуацию.

В-четвертых, в настоящее время в школе № 4 реализуется несколько социально значимых проектов. В 2014 году школе присвоено имя Николая Абрамова, вписанное в историю Тольятти навсегда. Самоотверженный труд Николая Вартановича неоднократно отмечался наградами, среди которых ордена Красного Знамени, Ленина, Октябрьской революции и Дружбы народов. Николай Абрамов — заслуженный работник промышленности СССР, почетный нефтяник, руководивший 30 лет заводом СК. Без Абрамова город никогда не стал бы таким, каким мы его знаем. На протяжении шести лет, до своей смерти, Николай Абрамов был председателем попечительского совета школы № 4. Изменение номера учреждения на № 5 будет некорректным по отношению к великому человеку.

Сейчас в школе № 4 ведется работа по созданию музея образования городского округа Тольятти. Реализуется городской проект «Учитель в моей жизни», в рамках которого на территории начальной школы планируется установить скульптуру Первой учительницы. Проведен конкурс эскизов скульптуры, выявлен победитель. Ведется работа по сбору благотворительных средств.

С 2016 года школа № 4 объявлена пилотной школой Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». Педагоги школы прошли обучение в Москве, а учащиеся участвовали в первом слете Российского движения школьников.

Реорганизация школы путем присоединения к ней МБУ «Школа № 5» расширяет возможность использования ресурсов сразу двух школ для реализации вышеперечисленных проектов.

Нет оснований для вражды

Директор школы № 4 Людмила Скопцова:

— В данной ситуации меня больше всего беспокоят негативные обсуждения несуществующей проблемы в социальных сетях. Школа — это прежде всего детское учреждение, второй дом для детей, и в ней должны царить мир и гармония. Очень плохо, когда соседние школы не поддерживают достойных отношений, ведь у педагогов цель-то одна — мы помогаем воспитать Человека. И не важно, под каким номером числится школа, настоящие учителя остаются верны призванию, независимо от этого. В любой ситуации учитель — это пример для подражания, и чем сложнее ситуация, тем достойнее должен быть пример. Мне очень грустно, что с враждебностью воспринимают новости не только учителя, но и ученики и их родители, тем более что оснований для этого нет. Мы в свое время уже пережили нечто подобное, когда из первой школа стала четвертой.

Гласность гарантирована

Руководитель департамента образования Елена Пинская:

— Комиссия по оценке последствий реорганизации изучает мнения родителей той школы, к которой присоединяется другая. Мнение трудового коллектива школы, прекращающей свое существование, никто не спрашивает. Здесь все по закону должно быть. Задача мэрии — оценить целесообразность присоединения с точки зрения соблюдения прав. Любое укрупнение дает позитивные эффекты для старшего и среднего звена учеников. Чем больше педагогов в школе, тем больше возможностей будет у детей.

Сейчас комиссия по оценке последствий реорганизации завершила работу, будем готовить рекомендацию для мэра: включать ли в план на 2017 год эту реорганизацию. То, что родители всколыхнулись, — последствия однобокой трактовки процесса. В любом случае предстоят встречи, какое бы решение ни приняла комиссия. Пока ни той, ни другой школы в плане реорганизации нет. Планы формирует мэрия с подачи департамента образования, потом они отправляются в думу. Гласность гарантирована.

Наша справка

Процесс реорганизации школ занимает около года. До 1 февраля 2017 года документы из мэрии подаются в думу, в марте начнется инвентаризация, работа с передаточными актами. Только к концу календарного 2017 года будут закрыты счета.

Ольга Пимантьева, «Площадь Свободы»
oleangelina@yandex.ru

школа №4

фото: Площадь Свободы

фото: из открытых источников