У ВАЗа многомиллиардные долги в рублях, евро и даже иенах

Прошлое интервью Юрия Целикова, опубликованное накануне Дня города, вызвало широкий общественный резонанс. Поговаривают, что даже Николя Мор несколько раз его прочитал, оставшись недовольным критикой в свой адрес. А впрочем, не это послужило поводом для нашей новой встречи с ветераном ВАЗа, а состоявшееся недавно собрание акционеров, на котором Юрий Кузьмич присутствовал, сделав для себя соответствующие выводы.

– Уже второй год обращаю внимание, что акционеров на собрание приходит всё меньше, – начал беседу Целиков. – Если раньше в фойе несколько буфетов работало, то сейчас лишь один, да и то с совсем не щадящими ценами на пирожки и чай. Помню, как в свое время при Комарове вообще бесплатно гостей кормили, а теперь вот экономят… Само собрание прошло без замечаний, правда, повеселил присутствующих Николя Мор, заявивший, что новый автомобиль «Веста кросс», который готовится к выпуску в Ижевске, имеет сексуальность во внешнем и внутреннем облике. Лучше бы он сказал, за счет чего планируется восстанавливать рентабельность, а то рост рынка продолжается, но АВТОВАЗ от этого процесса по-прежнему в стороне. Еще Мор отметил, что в научно-технический центр на работу примут около сотни новых инженеров. За это ему большое спасибо, как и за то, что возродил конференции молодых специалистов.

В общем, если в зале всё было официально и буднично, то в фойе – более душевно. Удалось со многими переговорить. Вот вы знаете, что на АВТОВАЗе есть директор по поиску талантов?

– Нет.

– Удивительно, но иностранные руководители ввели такую должность. Хотя, как мне рассказали, занимающий ее человек ничем себя не проявил. Еще я пообщался в перерыве с несколькими руководителями, которые втихую возмущаются последними решениями, принимаемыми на АВТОВАЗе. Там сейчас много недовольных (от простых рабочих до директоров производств), но говорить правду большинство из них боятся.

– На вас, видимо, надеются, Юрий Кузьмич…

– Возможно. Кстати, при моем участии депутат Госдумы Владимир Бокк написал письмо на имя Николя Мора, в котором выразил озабоченность тем, что происходит на предприятии. Чем именно? Программа выпуска искусственно занижается, дилеров душат почем зря… Реакция президента немного удивила. Вот слушайте, что он ответил: «Хочу уверить вас, что на АВТОВАЗе работает высокопрофессиональная опытная команда. В своем письме вы перечислили ряд проблем, обвиняя в их возникновении службу по продажам и маркетингу. Нам не известны ваши источники информации, но существенная ее часть не соответствует действительности.

В декабре 2016 года совет директоров АВТОВАЗа, в который входят представители основных акционеров, утвердил среднесрочный план развития компании. Он включает полное обновление модельного ряда «Лада» в диапазоне цен от 400 тысяч рублей и ниже до 800 тысяч и выше, призванное обеспечить минимум 20 процентов доли рынка в России. Коммерческий успех «Икс Рея» и «Весты» показывает, что расширение ценового диапазона хорошо принято потребителями.

Заводоуаправление АвтоВАЗа

Также план включает модернизацию дилерских центров, увеличение локализации закупаемых комплектующих, сохранение квалифицированной рабочей и силы и социальной стабильности в Тольятти через создание индустриального парка… Любые утверждения о целенаправленном разорении дилерской сети выглядят как минимум абсолютно неоправданными и нелогичными. Основываясь на текущих прогнозах рынка, все составляющие плана развития компании должны вывести АВТОВАЗ на операционную прибыль к 2018 году и на полную загрузку производственных мощностей 2022-му.

– Интересный ответ. Получается, на заводе всё хорошо. А может, Мор просто боится правды, прислушиваясь к тем, кто ежедневно нашептывает на ухо, что на заводе всё хорошо. Например, к вице-президенту Яну Птачеку, отвечающему за продажи и маркетинг …

– Не думаю, что нашептывает именно Птачек. Он в этих вопросах придерживается нейтралитета, а вот его подчиненные (директора по продажам, по развитию дилерской сети) ведут свою игру, которая часто не стыкуется с некоторыми заявлениями того же Птачека. Он, может, и не во все нюансы вникает, поскольку большую часть времени в Москве проводит, руководя по интернету. У нас с ним встреча запланирована на следующей неделе. Придется еще раз объяснить, какова ситуация на самом деле…
Кстати, Мор пообещал Бокку личную встречу, но она до сих пор не состоялась. Пока со стороны президента есть лишь заверения, что в случае необходимости он может доказать свою правоту. Так возьми и докажи! Мы ведь видим, что финансовое положение продолжает усугубляться. Долгосрочная часть заемных средств за год увеличилась с 85,1 до 92,1 миллиарда рублей, а краткосрочная – с 41,4 до 43, так что мы продолжаем занимать, причем не только в рублях и евро, но даже в японских иенах, о чем свидетельствуют данные бухгалтерского отчета. Так о чём говорит Мор? Бокк ведь был директором механосборочного производства и в вазовских делах хорошо разбирается.

– Получается, что показатели эффективности управления заводом у всех разные…

– Столичная аудиторская компания «Эрнст и Янг» сделала следующее заключение: «За 2016 год публичное акционерное общество «АВТОВАЗ» понесло убытки в размере 35 миллиардов 467 миллионов рублей, а краткосрочные обязательства, по состоянию на 31 декабря, превышали оборотные активы на 61 миллиард 919 миллионов. Стоимость чистых активов ПАО «АВТОВАЗ» по состоянию ту же дату имеет величину ниже установленного минимального размера уставного капитала. Это указывает на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ПАО «АВТОВАЗ» продолжать свою деятельность непрерывно». Можно ли после этого верить словам господина Мора о том, что на заводе всё хорошо? И как он собирается за год-полтора выйти на безубыточность?

– То есть, на ваш взгляд, Мору хвалиться абсолютно нечем?

– При Андерссоне в 2015 году продали 414 тысяч 871 автомобиль, а при Море в 2016-м – 371 тысяча 814. Экспорт сильно упал – с 28 461 до 16 731. И это неудивительно, ведь уменьшился план выпуска почти всех моделей, за исключением «Весты» и «Икс Рея». К примеру, «Грант» сделали на 44 тысячи меньше, «Ларгусов» – на 14,5 тысячи, внедорожников «Лада 4х4» – на 10 тысяч. Некоторые заводчане уже начали сожалеть, что Бу Андерссона убрали. Ведь именно он запускал популярные сейчас новые модели, а Николя Мор лишь пожинает плоды его трудов. Кстати, в его ответе написано про коммерческий успех «Икс Рея» и «Весты», но не упоминается, что первая из этих моделей до сих пор является для завода убыточной.

– А в плане взаимоотношений с дилерами Бокк тоже сгущает краски?

– Видимо, по мнению Мора, все партнеры просто счастливы от таких взаимоотношений. И наверное, от счастья директор ульяновского дилерского центра обратился к руководству завода. Он ни одной просрочки платежей с 2011 года не допустил, имеет высокий рейтинг финансовой надежности, но дирекция по развитию дилерской сети приняла решение не продлевать с ним договор с 1 января 2018 года. Ссылаются на то, что этот дилер не стремится выполнять задания фирмы «Лада-Имидж» по закупке запчастей.

– Что за задание такое?

– «Лада-Имидж» требует дополнительно (на сумму более 10 тысяч рублей с каждого проданного автомобиля) покупать запчасти, большая часть из которых дилерам просто не нужна из-за их высокой цены. Они на рынке гораздо дешевле, так что дилеры стараются по возможности избегать этих покупок. Да зачем далеко ходить! Буквально час назад стало известно, что на конвейере перестанут устанавливать на «Икс Реях» и «Вестах» декоративную крышку на двигатели. Так вот, дилерам рекомендуют покупать эту самую крышку в «Лада-Имидже» по завышенной цене.

– А без этой крышки ездить можно?

– Можно, но двигатель грязный будет. Остается лишь догадываться, знает Мор об этом решении или нет? В общем, давление на дилеров продолжается.
Так вот, ульяновский директор в своем письме отметил, что, несмотря на полное отсутствие какой-либо выгоды, в этом году уровень закупок запчастей у фирмы «Лада-Имидж» значительно увеличился, однако на итоговое решение по продлению договора это не повлияло. Он задается вопросом: какая необходимость в том, чтобы сломать нормально работающий бизнес, который приносит пользу автопроизводителю? Примерно такая же ситуация и на тольяттинской площадке. Договор продляют на полгода, а вложения инвестиций требуют на много лет вперед. Знаете сколько требований к дилерам согласно разработанной на АВТОВАЗе методике?

– Предположу, что около ста…

– Почти 300, а точнее – 297! Целый газетный разворот потребуется, чтобы все опубликовать. Сами понимаете, сложно не нарушить хотя бы несколько из них. Ну например: с днем рождения клиента не поздравили, туалет сделали в автосалоне на 12 метров дальше, чем нужно, плитку положили на пол не того цвета или размера…

– А кто продавать-то будет, если дилеров выдавливают с рынка?

– Как кто? Серые дилеры. Их и сейчас уже достаточно много, а будет еще больше. Странная политика, хотя применяют ее не ко всем. Недавно вот группу избранных дилеров (тех, кто в большой дружбе с вазовской дирекцией) отправили в Ижевск. Они присутствовали на презентации новинки «Веста кросс», а потом отмечали 20-летие основания МАД (Международная ассоциация дилеров).

– Если не ошибаюсь, вы возглавляли эту организацию… По телефону хоть поздравили?

– Нет, причем забыли не только про меня, но и про основателей ассоциации – Александра Зибарева и Владимира Кучая. Видимо, такие сейчас времена на АВТОВАЗе, когда о славном прошлом стараются не вспоминать, хоть часто используют слоган: «В истории сила».

– Как думаете, можно ли пожаловаться кому-то на Николя Мора? Есть ли в этом смысл?

– А что на него жаловаться? Финансовые результаты говорят о том, что Мор не сможет за два года вывести завод на безубыточность. Иногда складывается впечатление, что он уже готовит для себя запасной аэродром. Вернее, не так. Он ведь бывший подводник, значит, на дно заляжет… Наверняка к нему есть претензии как в Москве, так и в Париже. Знаю, что автомобилей марок «Рено», «Ниссан» и «Датсун» в 2015 году реализовано 120 тысяч 420 штук, а в 2016-м – всего 92 тысяч 871. Получается, что серьезно ушли в минус, однако эти убытки перекладываются на плечи АВТОВАЗа. Иностранцы ведь должны платить не только за аренду, но и за резервирование используемых не на 100 процентов мощностей. А они этого не делают. И вообще, мне так и не удалось найти информацию о том, какую же прибыль получил АВТОВАЗ от того, что на линии «Б ноль» собирают иномарки. Просмотрел внимательно бухгалтерский отчет и сделал вывод, что нет там этих данных. Неужели такой большой секрет?

– Наверняка там много другой интересной информации…

– Конечно. К примеру, услуги сторонних организаций по сборке автомобилей обошлись заводу в 2015 году в 23,7 миллиарда рублей, а в 2016-м – уже 44,8. Львиная доля здесь – это затраты на ижевское производство «Весты». Выручка от продажи автомобилей в 2015 году была 170 миллиардов 452 миллиона рублей, а в 2016-м – 189 миллиардов 974 миллиона рублей.

– Выручка увеличилась при уменьшении плана сборки?

– Ну так цены-то они подняли…

– Вы согласны с утверждением Мора, что качество выпускаемой продукции за последнее время еще увеличилось?

– Когда руководители АВТОВАЗа начинают говорить об улучшении качества, это вызывает большие сомнения. Да, определенные сдвиги в этом направлении есть, однако зачастую позитивные цифры притянуты за уши благодаря грамотным считалкам. Как оценивается уровень качества? По количеству и временным промежуткам обращений клиентов с жалобами. Но вы не забывайте, что программа выпуска автомобилей постоянно сокращается, а значит, меньше становится и обращений по поводу ремонта. То есть цифры хорошие, с ними не стыдно отчитываться о проделанной работе, но разве это объективная оценка? Если такие качественные у нас автомобили выпускают, то почему затраты на их гарантийное обслуживание ежегодно прогнозируются в размере более полумиллиарда рублей?

– Не секрет, что многие вазовцы недовольны положением дел на предприятии. Одних не устраивает зарплата, других – условия труда и сокращение льгот… Возможно, вы слышали, что один из активистов независимого профсоюза даже объявил голодовку неподалеку от здания заводоуправления…

– Не только слышал, но даже подъезжал туда. Голодовка – это не наш метод. Больше похоже на выпендреж. Я просил передать этому активисту следующее. Если он хочет, чтобы о нем узнала вся страна, пусть прикрутит себя к чему-нибудь французскими саморезами, как один чудак-художник на Красной площади…

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»

Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 26 (1154) 07.07.17
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

Юрий Целиков

Юрий Целиков

фото: из открытых источников