Турникеты вместо кондукторов?

В фильме «Кин-дза-дза» есть фраза, произнесенная инопланетным персонажем Евгения Леонова: «Женщину вынули! Автомат поставили…». Нечто подобное может произойти и в Тольятти, где решили провести эксперимент по установке в автобусах специальных турникетов, причем если его признают успешным, то количество кондукторов в городе может существенно сократиться.

Установить турникеты планируется на пяти больших МАЗах третьего автотранспортного предприятия, которые со следующей недели начнут курсировать по разным городским маршрутам. Один из них даже подогнали к мэрии, дав журналистам возможность лично опробовать новую систему. Заключается она в следующем. Если у пассажира есть социальная карта или электронный кошелек, то он имеет возможность зайти через переднюю или среднюю дверь автобуса, приложив проездной к считывающему устройству (валидатору), после чего планку турникета можно толкать, проходя в салон. При выходе также достаточно поднести карту.

Если же человек хочет расплатиться наличными, то процесс усложняется. Нужно войти через переднюю дверь и, отдав деньги водителю, получить одноразовую карту. Дальше – по той же схеме, что и с многоразовой, вот только при выходе аппарат «заглотит» карту и только лишь после этого пассажир сможет покинуть автобус.

– Плюсы видим в том, что выручка автотранспортного предприятия учитывается полностью (и автоматически), а недобор денег из-за человеческого фактора будет исключен, – сказал руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии Павел Баннов. – Но есть и минусы, связанные с возможным сокращением персонала (кондукторов) и увеличением очереди на входе. Здесь все зависит от самих пассажиров. Некоторые заранее готовятся, деньги достают, но наверняка будут и такие, которые сначала войдут в салон и лишь потом начнут искать кошелек. Наверняка автобусы будут дольше задерживаться на остановках, а это не очень хорошо, особенно если учесть интегрированность муниципального транспорта с коммерческим. Кстати, в Энгельсе отказались от турникетов именно из-за того, что пассажиры стали массово пересаживаться на маршрутки.
Любопытно, что печальный опыт Энгельса тольяттинских чиновников не останавливает и они готовы закупать дорогущее (400 тысяч рублей за один комплект) оборудование, увольнять кондукторов и заставлять пассажиров терпеть определенные неудобства. К примеру, такая ситуация. Мама с коляской хочет зайти в автобус, но не имеет проездного. То есть ей нужно сначала подойти к водителю (видимо, ребенка и коляску она должна оставить на улице), купить у него разовую карту, потом вернуться к средней двери и попытаться протиснуться в салон со своим ценным грузом. Господин Баннов уверяет, что ширина турникета у средней двери позволяет без проблем заходить в автобус с колясками, велосипедами, а также заезжать в инвалидных креслах, однако когда дойдет до практики, наверняка у пассажиров будет много претензий.

Кстати нам удалось отыскать комментарий одной из жительниц столицы, датированный 2009 годом, когда москвичей только начинали приучать к новшествам в транспорте. Вот что она пишет: «Когда автобус полупустой, ничего порочного в турникете нет, но в часы пик это не только источник низкого качества обслуживания, но и способ унижения. Посадка может продолжаться 10 минут, в том числе и под проливным дождем. Валидаторы не всегда исправны (например, выдает информацию «плохой билет», но в следующем автобусе этот билет уже хороший). Готовясь к выходу, пассажиры загораживают узкий проход, а за их спинами образуется пустота, куда пройти просто невозможно. То есть люди не могут войти в автобус, хотя места есть. И бесполезно призывать проходить вглубь салона, единственный разумный способ устранить пустоты –  открыть для входа все двери. Никто уже не выйдет на остановке, чтобы пропустить стоящих сзади: назад водитель не впустит бесплатно».
Что ж, не исключено, что с подобной картиной придется столкнуться и тольяттинцам, хотя с учетом большого количества маршруток забитые полностью автобусы не приходилось видеть уже давно.

– Если один комплект стоит 400 тысяч, то сколько же он будет окупаться? – поинтересовались мы у Баннова.

– Примерно год. Кстати, оборудование для тестирования на пять автобусов нам бесплатно предоставил и установил московский поставщик.

– Вы хотите сказать, что выручка с одного автобуса за год увеличится на 400 тысяч?

– Нет. Это не только выручка, но и экономия на зарплатах кондукторов.

Лично отправившийся тестировать турникеты мэр взял разовую карточку, вошел через переднюю дверь, а потом хотел с ней же – через среднюю, но турникет его не пропустил. Быстренько подбежал какой-то мужчина с целой пачкой карт и достал ученический проездной. Теперь градоначальник мог ходить по салону безо всяких ограничений…

– Хотим услышать отзывы пассажиров, посмотреть, как это скажется на показателях выручки, – сказал Сергей Андреев. – Не забывайте, что мы дотируем транспортные предприятия из бюджета, так что в интересах всех горожан, чтобы учет оплаты проезда совершенствовался. А то рассказывают, что некоторые пассажиры проезд оплачивают, а билетик из добрых побуждений не берут, в результате чего деньги могут пройти мимо кассы предприятия. Важный эксперимент, который дает возможность посмотреть, плюсы перевешивают или минусы.

турникет в транспорте

фото: Площадь Свободы

Андрей Липов, «Вольный город»

фото: из открытых источников